Сайт Свято-Ильинского храма создан по благословению ныне почившего Архиепископа Максима  

  Ответы пастырей

 











 

 

Архимандрит Амвросий (Юрасов) Настоятель и духовник Свято-Введенского женского монастыря Г. Иваново

     Вопрос: - Правда ли, что в искушениях испытывается вера? Как переносить искушения?

     Ответ: - Для чего Господь посылает человеку искушение? Для того, чтобы тот крепко стоял на ногах. Приведу такой пример: если вода стоячая, она загнивает, тухнет и портится. В ней заводятся разные гады, она становится не пригодной для питья. А вода горной реки, бегущая по камням, бьющаяся о скалы – она всегда чистая, прохладная, ею человек может утолить жажду.
     Точно так же обстоит дело и с каждым человеком: если нет никаких искушений, если всё прекрасно и хорошо в его жизни, он начинает гнить, портиться, в его душе поселяются разные гады - Гордыня, тщеславие, себялюбие, ложь и прочие пороки и страсти. Человек начинает портиться Изнутри!
     А тот, кто постоянно пребывает в искушениях, со всех сторон испытывает нападения, переживает скорби и не ропщет при этом, но благодарит Бога и радуется, - тот быстро совершенствуется духовно. Пусть каждый человек не забывает, что в этой жизни он живёт временно. Если бы наша жизнь проходила только здесь, на этой земле, тогда всё это было бы не к чему. Но поскольку наше родное отечество – Небесное, Господь и сказал, что многими страданиями, многими скорбями подобает нам войти в Царствие Небесное.

      Архимандрит Алексий (Поликарпов) Наместник Свято-Данилова монастыря

      Вопрос: - Батюшка, что такое настоящая любовь? Когда человек, по примеру Иисуса Христа, готов стать другим человеком ради того, кого он любит? То есть грехи и проблемы любимого человека должны стать его проблемами? Или это что-то иное? И другой вопрос: человек, старший по возрасту, но не преодолевший своих грехов и заблуждений, может ли учить другого тому, как не впасть в те или иные грехи?

      Ответ:- Мы часто говорим слово «друг». «Друг» - это значит «другой я». Чтобы по-настоящему помочь человеку и почувствовать его – действительно, надо войти в его состояние, но не обязательно для этого участвовать в его грехах. Святые были выше этого. Они, как, например, старец Силуан, плакали о греховном мире, о падшем человеке, плакали обо всем мире. Но для того, чтобы молиться за весь мир и исправлять, духовно врачевать других людей, нужно иметь особую духовную силу.
     Теперь – ответ на ваш второй вопрос. Старший, сам, не избавившийся от грехов, врачуя язвы другого, может быть, однако, обязан это делать. Некий священник говорил монахине: «Если даже ты сама грешна, а к тебе обращаются люди, - возвещай им истину. Но не с чувством превосходства и собственного достоинства, а с чувством того, что ты сама находишься в болоте». И преподобный Иоанн Лествичник говорит о таких: «и некогда окаянные в грехах, поучая других, сами истрезвлялись». Так что будем думать, что истинная любовь будет взаимно врачевать всех – и немощных, и сильных.
     Вопрос:- Часто людей, которые привержены церковной традиции, упрекают в том, что они далеки от времени: все, дескать, в мире меняется, а Церковь отстает от времени, отстает от современного человека. Что бы вы могли сказать об этом?
     Ответ:- Церковь проповедует Истину. Проповедь Евангелия – это проповедь Благой Вести. Если говорить о Русской Православной Церкви, то как раз сейчас она особенно много внимания уделяет миссионерской деятельности, миссионерству. Причем, прежде всего, миссии в России, так как именно у нас люди подчас становятся новыми язычниками.
     Если говорить о том, что «мы должны идти в ногу со временем» - это, я думаю, неприемлемо. Мы сами люди нового времени, мы принадлежим этому поколению, и Истину Христову – ту, которая незыблема и неизменна – мы должны возвещать новым людям, может быть, применительно к их понятиям, их языком, но не меняя при этом основных догматов веры. Благодать Божия неизменно пребывает в Церкви, а если мы начнем что-то модернизировать, то мы можем сойти с тех устоев, какие имеем, и даже вызвать новый раскол в Церкви. А всякий раскол – это раздирание хитона Христова.

      Архимандрит Кирилл (Павлов) Духовник Свято-Троице-Сергиевой Лавры

      Вопрос: - Меня часто смущают помыслы тщеславия, превозношения над другими, убеждения, что я чем-то лучше, достойнее ближних. Особенно это случается тогда, когда я вижу у ближних какие-либо недостатки, а у себя самого - какие-то добрые дела. Объясните, как избавиться от подобной прелести?

      Ответ: - Это есть то, что присуще каждому из нас. Каждый из нас о себе думает высоко. Каждый считает, что он – не хуже другого, а наоборот, лучше. Это проявление своего рода фарисейского подхода: « Я лучше других!» Все мы заражены этой страстью тщеславия и превозношения. А, между прочим, это очень опасный недостаток! По заповеди апостола Павла, каждый из нас должен иметь такие же чувствования, которые были в Иисусе Христе. Он, будучи Богом, не почитал Себя равным Богу, но умалил Себя, уничижил Себя, принял образ раба, был подобным человеку; Он смирил Себя, был «послушлив… даже до смерти, смерти крестной». Каждый из нас должен в своём сердце считать своего ближнего лучшим, себя же - худшим. Надо не превозноситься, но смиренно о себе помышлять, тогда это будет христианское чувство. Вот какие чувства должны быть у христианина! И тогда же между нами не будет ни зависти, ни ревности, ни соперничества. Всегда нужно помнить об этом и стараться не превозноситься перед ближним.

      Вопрос: - Как найти себе духовного отца?

      Ответ: - Духовного отца надо искать по расположению своей души. Если вы доверяете своему духовному отцу во всём, то сердце ваше раскрывается перед ним, и вы сможете открыть ему все тайны своей души. И вы почувствуете, что получаете от этого духовную пользу: что он действительно руководит вами, помогает, даёт вам утешение и наставление для совершенствования в духовной жизни.
     Если духовник не отвечает вашим требованиям, вы легко можете его оставить и перейти к другому, который доставил бы вам большую душевную пользу. Здесь нет такого закона, который прикреплял бы нас к одному духовнику: избирайте его по расположению своей души. От кого получаете больше душевной пользы, того и держитесь, к тому прибегайте.

      Вопрос: - В каких случаях можно переходить от одного духовного отца к другому?

      Ответ: - Если вы чувствуете, что уже не получаете духовной пользы, утешения при руководстве тем или иным духовником, а от другого – получаете больше душевной пользы, то не смущаясь, можете перейти к другому духовнику. Главное получать для души большую духовную пользу, лучшее руководство.

      Вопрос: - Знакомы ли вам примеры счастливого многолетнего брака?

      Ответ: - Думаю, можно как пример взять семьи священников. Все они, по-моему, состоят в многолетнем браке. В миру сейчас мы, к сожалению, часто наблюдаем, распад семьи, брак сейчас разрушается очень быстро, полный развал. Но если взять благочестивые семьи – духовных лиц священников – это семьи образцовые, есть с кого пример брать.

      Вопрос: - Очень хочу научиться настоящему покаянию. Пожалуйста, расскажите, как строить свою исповедь? Как запоминать, записывать, обобщать потом грехи на исповеди? Если ты постоянно следишь за собой, как потом вести себя на исповеди? Если каждый день записываешь грехи, как потом с ними быть на исповеди: всё читать или обобщать? Как правильно исповедоваться?

      Ответ: - Раньше в обителях духовная жизнь была поставлена высоко, часто практиковалось открывание помыслов. Послушники в монастырях имели такой обычай: в конце дня они приходили к старцу и открывали ему свои помыслы. Это давало им возможность следить за собой, бодрствовать над своими помыслами и исправлять их. Если бывали какие-то отклонения, старец давал нужное направление, и, таким образом, человек шёл правильным путём в своей духовной жизни.
     В настоящее время ввести такой обычай, наверное, не представляется возможным. Потому что, если взять, например, женские монастыри, то там, прежде всего, некому открывать помыслы – нет опытных духовников. И сестры почти все бывают, заняты работами по восстановлению обителей. Времени не хватает, и, конечно, ни одна игуменья не даст благословения на введение такого обычая.
     Поэтому, если кто действительно печется о спасении своей души, следует записывать свои грехи на бумаге – это дело похвальное и имеет примеры даже и в древних монастырях. Записывать грехи можно и нужно. А на исповеди уж старайтесь как-то так договориться с духовником, чтобы он давал вам побольше времени, чтобы выслушивал вас, чтобы могли все эти грехи ему открыть и исповедать.
     И, конечно, надо бодрствовать и трезвиться над своими помыслами. Это вменяется каждому в обязанность, это заповедано святыми отцами: каждый из нас должен постоянно трезвиться и проверять свои помыслы. И если какие-то греховные мысли, какие-то страсти нас борют иногда – это надо обязательно открывать духовнику на исповеди.

      Вопрос: - Как бороться с печалью? А иногда вдруг возникает сильный ропот и безразличие ко всему.

      Ответ: - Печаль – это один из семи смертных грехов, поэтому с ней надо бороться. Печаль бывает По бесовскому наваждению. Того, кто подвергается этому наваждению, святые отцы, прежде всего, Призывали к терпению. В это время надо вооружиться терпением и молитвою, заниматься Словом Божиим и постепенно освобождаться от этого духа уныния и печали.

      Обзор страниц книги: Говорит радио «Радонеж»



Hosted by uCoz