Для новоначальных
Для новоначальных
Правила христианина

ПОКЛОНЫ
«Иисус Христос пал на землю и молился» (Мк.14,35).

Крестное знамение и молитва сопровождаются поклонами, которые означают наше смирение, сознание своей греховности и воздаяние чести величию Божию. По разъяснению св. Василия Великого, когда мы кланяемся, то признаем свое грехопадение, а когда восстаем, то этим исповедуем восстание духовное, спасение во Христе.
Поклоны бывают поясные, когда мы, не преклоняя колен, сгибаемся так, чтобы концами перстов коснуться земли, и поклоны земные, когда мы всем телом повергаемся на землю так, чтобы челом преклониться до земли. Земные и поясные поклоны по усердию: в некоторые дни по уставу св. Церкви поклоны земные воспрещаются, а именно: после принятия св. Даров, во все дни субботние, воскресные и праздничные, от Рожества Христова до Богоявления (Крещения), от Пасхи и до Пятидесятнице (Троицына дня); за исключением того времени, когда пропоют за обедней: «Тебе поем» и перед принятием святых Тайн.
Примечание. Порядок осенения крестным знамением и поклонов такой: неспешно осени себя крестным знамением, опусти правую руку и тогда только поклонись, а не в одно время креститься и кланяться, что не благоговейно и не чинно.

ПРАВИЛА О ПОКЛОНАХ И КРЕСТНОМ ЗНАМЕНИИ

Креститься без поклонов:
1.В середине шестопсалмия на «Аллилуйя» три раза.
2.В начале «Верую».
3.На отпусте: «Христос – истинный Бог наш».
4.В начале чтения Евангелия, апостола и паремий.

Креститься с поясным поклоном:

1.При входе в храм и при входе из него – три раза.
2.При каждом прошении ектений.
3.При возгласе священнослужителя, воздающего славу Св. Троице.
4.При возгласах: «Примите, ядите», «Пиите от нея вси» и «Твоя от Твоих», «Святая Святым».
5.При словах «Честнейшую».
6.При каждом слове: «Поклонимся», «Поклонение», «Припадем».
7.Во время слов: «Аллилуйя», «Святый Боже», «Придите, поклонимся» и при возгласе «Слава Тебе, Христе Боже», перед отпустом – по три раза.
8.На каноне на 1-й и 9-й песне при первом взывании к Господу, Божией Матери или святым.
9.После каждой стихиры (причем крестится тот клирос, который оканчивает петь).
10.На литии после каждого из первых трех прошений ектении по 3 поклона, после двух остальных – по одному.

Креститься с земным поклоном:

1.Во время поста при входе в храм и при выходе из него 3 раза.
2.Во время поста после каждого припева к песне Богородицы «Тя величаем».
3.В начале пения «Достойно и праведно».
4.После «Тебе поем».
5.После «Достойно».
6.При возгласе «И сподоби нас, Владыко».
7.При выносе Святых Даров, при словах «Со страхом Божиим» и второй раз – при словах: «Всегда, ныне и присно».
8.В великий пост, на Великом повечерии, при пении «Пресвятая Владычице», на каждом стихе; при пении «Богородице Дево, радуйся» и проч. на великопостной вечерни – три поклона.
9.В пост при молитве «Господи и Владыко живота моего».
10.В пост при заключительном пении «Помяни мя, Господи, егда приидеши во царствии Твоем» - всего 3 земных поклона.

Поясной поклон без крестного знамения:

1.При словах: «Мир всем».
2. «Благословение Господне на вас».
3. «Благодать Господа нашего Иисуса Христа».
4. «И да будут милости Великого Бога».
5.При словах диакона: «И во веки веков» (после «Яко свят еси, Боже наш»).

Креститься не положено:
1.Во время псалмов.
2.Вообще во время пения.
3.Во время ектений тому клиросу, который поет ектенийные припевы.
Креститься и класть поклоны нужно по окончании пения, а никак не при последних словах.



Правило преподобного Серафима Саровского для мирян
Молитву преподобный Серафим Саровский считал для жизни столь же необходимой, как воздух. Он требовал от своих духовных детей, чтобы они непрестанно молились, и заповедовал им такое молитвенное правило, оставшееся под именем
«Правило отца Серафима».
Пробудившись от сна и ставши на избранном месте, всякий должен читать ту спасительную молитву, которую людям передал Сам Господь, то есть «Отче наш…» (трижды), потом «Богородице Дево, радуйся…» (трижды) и, наконец, единожды Символ веры.
Совершив это утреннее правило, всякий христианин пусть отходит на свое дело и, занимаясь дома или находясь в пути, должен читать тихо: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Если же окружают люди, то, занимаясь делом, говорить только умом: «Господи помилуй», и так продолжать до самого обеда. Перед обедом совершить тоже правило, что и утром.
После обеда, исполняя свое дело, всякий должен читать тихо: «Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго», а ложась спать на ночь, всякий христианин должен повторять утреннее правило, и после него с крестным знамением пусть засыпает.
При этом святой старец говорил, указывая на опыт святых отцов, что если христианин будет держаться этого малого правила, как спасительного якоря среди волн мирской суеты, со смирением выполняя его, то может достигнуть высокой меры духовной, ибо эти молитвы суть основание христианина: первая – как слово Самого Господа и поставленная Им в образец всех молитв, вторая принесена с неба архангелом как приветствие Пресвятой Деве, Матери Господа. Последняя же заключает все догматы веры.
Имеющий время пусть читает Евангелие, Апостол, другие молитвы, акафисты, каноны. Если же кому невозможно выполнять и этого правила – слуге, подневольному человеку – то мудрый старец советовал выполнять это правило и лежа, и при ходьбе, и при деле , помня слова Писания: «Всяк, иже призовет имя Господне, спасется».

Hosted by uCoz