Тропарь
Матфею,
евангелисту
Усердно
от
мытницы
к
звавшему
Владыце
Христу,
/
явльшуся
на земли
человеком
за
благость,
/ Тому
последовав,
апостол
избранный
явился
еси / и
благовестник
Евангелия
вселенней
велегласен.
/ Сего
ради
чтим
честную
память
твою,
Матфее
Богоглаголиве,
/ моли
милостиваго
Бога /
да
грехов
оставление
подаст
душам
нашим.
|
Святой Апостол и
Евангелист Матфей,
сын Алфея, иначе
называемый Левием (Мрк.
2, 14. Мф. 9, 9. Лк.
5, 27), жил в
Галилейском городе
Капернауме. Он был
человек
состоятельный и
занимал должность
мытаря.
Соотечественники
презирали и
чуждались его, как и
всех ему подобных.
Но Матфей, хотя и
был грешником, но в
тоже время был не
только не хуже, но и
много лучше
гордящихся своею
мнимою внешнею
праведностью
фарисеев. И вот
Господь остановил на
этом, всеми
презираемом, мытаре
Свой Божественный
взор. Однажды, во
время пребывания
Своего в Капернауме,
Господь вышел из
города и пошел к
морю, сопровождаемый
народом. На берегу
Он увидел сидящего у
мытницы Матфея. И
сказал ему:
- Иди за Мной!
Услышав сии слова
Господа не телесным
только слухом, но и
сердечными очами,
мытарь тотчас же
встал с места своего
и, оставив все,
последовал за
Христом. Матфей не
раздумывал, не
удивлялся, что
Великий Учитель и
Чудотворец зовет
его, презренного
мытаря; он всем
сердцем внял словам
Его, и
беспрекословно пошел
за Христом. В
радости, Матфей
приготовил в доме
своем большое
угощение. Господь не
отрекся от
приглашения и вошел
в дом Матфея. И
собралось в дом
Матфея множество
соседей его, друзей
и знакомых, - все
мытари и грешники, -
и возлежали за
столом вместе с
Иисусом и учениками
Его. Там же
случилось быть и
некоторым из
книжников и
фарисеев. Увидев,
что Господь не
гнушается грешников
и мытарей, но
возлежит с ними
рядом, они роптали и
говорили ученикам
Его:
- Как это Он ест и
пьет с мытарями и
грешниками?
Господь же, услышав
слова их, сказал им:
- Не здоровые имеют
нужду во враче, но
больные. Я пришел
призвать не
праведников, но
грешников к
покаянию.
С этих пор, Матфей,
оставив все свое
достояние, пошел за
Христом (Лк.5, 28)
и, как верный ученик
Его, после того уже
не отлучался от
Него. В скором
времени он
удостоился
сопричисления к лику
12 избранных
Апостолов (Мф. гл.
10; Мрк. 3, 13-19;
Лк.6, 13-16). Вместе
с другими учениками
Господа Матфей
сопровождал Его в
путешествиях по
Галилее и Иудее,
внимал Его
Божественному
учению, видел
бесчисленные Его
чудеса, ходил с
проповедью к
погибшим овцам дома
Израилева, был
свидетелем крестных
страданий и
искупительной смерти
Спасителя и
преславного
вознесения Его на
небо.
После вознесения
Господня и сошествия
Святого Духа на
Апостолов, святой
Матфей сначала
оставался в
Палестине, вместе с
другими Апостолами
проповедуя Евангелие
в Иерусалиме и его
окрестностях. Но вот
наступило время
разойтись Апостолам
из Иерусалима по
разным народам, для
обращения их к вере
Христовой. Пред
отбытием Апостола из
Иерусалима,
Иерусалимские
христиане из Иудеев
просили его предать
для них письмени
дела и учение Иисуса
Христа. На
исполнение сей
просьбы из явили
свое согласие и
прочие, бывшие в то
время в Иерусалиме,
Апостолы. И святой
Матфей, исполняя
общее желание,
написал Евангелие,
спустя 8 лет по
Вознесении Христовом
(около 41 г. по Р.
Хр.).
Удалившись из
Иерусалима, святой
Апостол Матфей
проповедывал
Евангелие во многих
странах.
Благовествуя Христа,
он прошел Македонию
Сирию, Персию,
Парфию и Мидию и
обошел всю Эфиопию,
на которую ему пал
жребий, и просветил
ее светом разума
Евангельского.
Наконец,
наставляемый Духом
Святым, пришел он в
землю людоедов, к
чернокожему
звероподобному
народу, вошел в
город, называемый
Мирмены, и там,
обратив несколько
душ к Господу,
поставил им
епископом спутника
своего Платона и
создал небольшую
церковь; сам же
восшел на
находившуюся вблизи
гору и пребывал на
ней в посте, усердно
молясь Богу об
обращении того
неверного народа. И
явился ему Господь
во образе
прекрасного юноши,
имея в правой руке
жезл, и
приветствовал его.
Протянув правую руку
и отдавая святому
жезл тот, Он повелел
ему сойти с горы и
водрузить жезл при
дверях устроенной им
церкви.
- Жезл этот, -
говорил Господь, -
силою Моею вырастет
в высокое дерево, и
дерево то принесет
обильный плод,
величиною и
сладостью
превосходящий все
другие садовые
плоды; а от корня
его истечет источник
чистой воды.
Омывшись в воде
источника, людоеды
получать благолепие
лица, и всякий, кто
только вкусит от
того плода,
позабудет зверские
нравы и станет
добрым и кротким
человеком.
Матфей, приняв жезл
из руки Господней,
сошел с горы и пошел
в город исполнить
то, что ему было
повелено. У князя
того города, именем
Фульвиана, жена и
сын были одержимы
бесами. Встретив на
пути Апостола, они
вопили на него
дикими, угрожающими
голосами:
- Кто послал тебя
сюда с этим жезлом
на нашу пагубу?
Апостол запретил
духам нечистым и
изгнал их;
исцелившиеся
поклонились Апостолу
и кротко последовали
за ним. Узнав о его
приходе, епископ
Платон встретил его
вместе с клиром, и
святой Матфей,
вошедши в город и
приблизившись к
церкви, сделал, как
ему было повелено:
водрузил данный ему
от Господа жезл, - и
тотчас, в виду всех,
жезл сделался
великим деревом,
простирающим
многолиственные
ветви, и на нем
появились прекрасные
плоды, большие и
сладкие, и источник
воды истек от корня.
Все видевшие это
были поражены
изумлением; весь
город сошелся на
такое чудо, и
вкушали плоды дерева
и пили чистую воду.
А святой апостол
Матфей, стоя на
высоком месте,
проповедывал
собравшимся людям
слово Божие на их
языке; и тотчас все
уверовали в Господа,
и крестил их апостол
в чудотворном
источнике. И все
крестившиеся
людоеды, согласно
слову Господню,
выходили из воды
благолепные лицом и
белые кожей; они
получали не только
телесную, но и
душевную белизну и
красоту, отлагая
ветхого человека и
облекаясь в нового
человека - Христа.
Узнав о случившемся,
князь сначала
порадовался
исцелению супруги и
сына, но потом, по
научению бесовскому,
разгневался на
апостола за то, что
весь народ приходит
к нему, оставляя
богов своих, и
замыслил погубить
его. Но в туже ночь
апостолу явился
Спаситель, повелевая
ему мужаться и
обещая пребывать с
ним в наступающей
скорби. Когда
наступило утро, и
апостол в церкви
вместе с верующими
воспевал хвалу Богу,
князь послал четырех
воинов взять его; но
когда они пришли к
храму Господню,
тотчас объяла их
тьма, и они едва
могли возвратиться
назад. Когда же их
спросили, почему они
не привели Матфея, -
они отвечали:
- Мы слышали, как он
беседовал, но видеть
и взять его не
могли.
Еще сильнее
разгневался Фульвиан.
Он послал еще более
воинов с оружием,
повелев им силою
привести Матфея, а
если кто будет
противиться и
защищать Матфея, -
тех убивать. Но и
эти воины воротились
ни с чем, ибо когда
они приблизились к
храму, небесный свет
осиял апостола, и
воины, будучи не в
состоянии смотреть
на него, пришли в
великий страх и,
бросив оружие,
прибежали назад
полумертвые от
страха и рассказали
о бывшем князю.
Страшно разъярился
Фульвиан и пошел со
всем множеством слуг
своих, желая сам
схватить апостола.
Но едва он успел
приблизиться к
апостолу, как
внезапно ослеп и
сталь просить, чтобы
ему дали проводника.
Тогда он начал
умолять апостола
простить ему
согрешение его и
просветить его
ослепленные очи.
Апостол, сотворив
знамение креста на
очах князя, даровал
ему прозрение. Князь
прозрел, но только -
телесными очами, а
не душевными, ибо
злоба ослепила его,
и столь великое чудо
он приписал не
Божией силе, а
волхвованию. Взяв за
руку апостола, он
повел его к своему
дворцу, как будто
желая почтить его, а
в сердце лукаво
замышляя сжечь
апостола Господня,
как волхва. Но
апостол, провидя
тайные движения его
сердца и лукавые
замыслы, обличил
князя, говоря:
- Мучитель льстивый!
Скоро ли ты
совершишь то, что
замыслил сделать со
мною? Делай то, что
сатана вложил в твое
сердце, а я, как
видишь, готов все
перенести за Бога
моего.
Тогда князь повелел
воинам схватить
святого Матфея и
растянуть на земле
лицом кверху, а руки
и ноги крепко
прибить гвоздями.
Когда это было
сделано, слуги
собрали, по
повелению мучителя,
множество ветвей и
хворосту, принесли
смолы и серы и,
положив все это на
святого Матфея,
зажгли. Но когда
огонь разгорелся
великим пламенем и
все думали, что
апостол Христов уже
сгорел, внезапно
огонь охладел и
пламя угасло и
святой Матфей
оказался живым,
невредимым и
славящим Бога. Видя
это, весь народ
пришел в ужас от
столь великого чуда
и воздал хвалу Богу
апостола. Но
Фульвиан еще более
разъярился. Не желая
признать в
происшедшем Божию
силу, сохранившую
живым и
неповрежденным от
огня проповедника
Христова, он
возводил на
праведника
беззаконное
обвинение, называя
его волхвом.
- Волхвованием, -
говорил он, -
погасил Матфей огонь
и остался в нем жив.
Затем он приказал
принести еще более
дров, ветвей и
хворосту и, положив
на Матфея, - зажечь,
а сверху поливать
смолою; кроме того,
приказал принести
двенадцать своих
золотых идолов и,
поставив их кругом
огня, призывал их на
помощь, чтобы силою
их Матфей не мог
избавиться от
пламени, и обратился
бы в пепел. Апостол
же в пламени молился
Господу сил, чтобы
Он показал
непобедимую силу
Свою, явил бессилие
богов языческих и
посрамил надеющихся
на них.
И внезапно пламень
огненный с ужасным
громом устремился на
золотых идолов и они
растаяли от огня,
как воск, и кроме
того, были опалены и
многие из стоявших
вокруг неверных; а
из расплавившихся
идолов вышло пламя,
в образе змея и
устремилось на
Фульвиана, угрожая
ему, так что он не
мог убежать и
избавиться от
опасности, пока не
воззвал с смиренной
мольбою к апостолу
об избавлении от
погибели. Апостол
запретил огню, и
тотчас пламень угас
и подобие огненного
змея исчезло.
Фульвиан хотел с
честью извести
святого из огня, но
он, сотворив
молитву, - предал
святую свою душу в
руки Божии. Тогда
князь приказал
принести золотой одр
и на нем положить
честное тело
апостола,
неповрежденное
огнем, и, одев его в
драгоценные одежды,
поднял вместе с
своими вельможами и
внес в свой дворец.
Но он еще не имел
совершенной веры, и
потому велел
выковать железный
ковчег, плотно
залить со всех
сторон оловом и
бросить в море, при
чем сказал своим
вельможам:
- Если Тот, Кто
сохранил Матфея
целым от огня,
сохранит его также и
от потопления в
воде, то воистину Он
есть Единый Бог, и
Ему будем
поклоняться, оставив
всех богов наших, не
могших себя избавить
от гибели в огне.
После того как этот
железный ковчег с
честными мощами был
брошен в море,
святой ночью явился
епископу Платону,
говоря:
- Завтра иди на
морской берег на
восток от княжеского
дворца и там возьми
мои мощи, вынесенные
на сушу.
На утро епископ, в
сопровождении
множества верующих,
отправился на
показанное место и
нашел железный
ковчег с мощами
святого Апостола
Матфея, как было ему
возвещено в видении.
Узнав об этом,
пришел и князь с
своими вельможами и,
на этот раз уже
вполне уверовав в
Господа нашего
Иисуса Христа,
громогласно
исповедал, что Он
есть Единый истинный
Бог, Который
сохранил невредимым
раба своего Матфея -
как при жизни в
огне, так и по
смерти - в воде. И
припадая к ковчегу,
с мощами Апостола,
просил у святого
прощения в своих
прегрешениях пред
ним и изъявил
сердечное желание
креститься. Епископ
Платон, видя веру и
усердие Фульвиана
огласил его и,
научив истинам
святой вере,
крестил. И когда
возложил руку свою
на голову его и
хотел наречь ему
имя, послышался
свыше голос,
говорящей:
- Назови его не
Фульвианом, а
Матфеем.
Приняв, таким
образом, в крещении
имя апостола, князь
старался быть
подражателем и жизни
апостола: вскоре он
передав другому свою
княжескую власть,
отказался совершенно
от мирской суеты,
предался молитве в
церкви Божией и
епископом Платоном
удостоен был
пресвитерского сана.
А когда, по
прошествии трех лет,
епископ умер,
оставившему власть
княжескую пресвитеру
Матфею явился в
видении святой
апостол Матфей и
увещал его принять
епископский престол
после блаженного
Платона. Приняв
епископство, Матфей
добре потрудился в
благовестии
Христовом и,
отвратив многих от
идолопоклонства,
привел к Богу, а
затем и сам отошел к
Нему, после долгой
богоугодной жизни,
и, предстоя с святым
Евангелистом Матфеем
престолу Божию,
молит о нас Господа,
дабы и мы были
наследниками вечного
царствия Божия.
Аминь.
Святитель
Димитрий,
митрополит
Ростовский.
|