Сайт Свято-Ильинского храма создан по благословению ныне почившего Архиепископа Максима

 Духовное чтение

 













Храмы города


Свято-Ильинский храм

Свято-Георгиевский храм

Софийский храм

Свято-Духов храм

Свято-Иверский храм

Никольский Собор

Часовня

 

 

      

 

         

           Молитвы

         Символ веры

         Отче наш

         Богородице

         Ангелу хранителю

         Молитвы для  детей

        Утреннее правило

         Вечернее  правило

        Правило ко причастию

         Полезные программы

 
Пост в жизни церкви
1.Пост - установление, занимающее значительное место в духовной жизни христиан.

2.Первым постом у христиан был пост перед Пасхой. В тоже время назначаются два других постных дня: среда и пятница. Эти дни изначально связывались со значительными событиями земной жизни Господа и очень строго соблюдались. Пост имел своей целью пользу для души и соблюдался втайне, а не напоказ; его характерными чертами были радость и светлость, а не скорбь и угрюмость.

3.Посты первых христиан продолжались весь день, с утра до вечера. Кроме того, пост означал полное неядение. Более умеренный вид поста назывался стоянием. Оно представляло своего рода полупост, прекращавшийся в девятом часу после восхода солнца. В исключительных случаях пост продолжался два или три дня. Соблюдавшие его воздерживались от любой пищи и даже от воды.Такой пост был установлен в Великие Пятницу и Субботу; он оканчивался около полуночи с возвещением Воскресенья.

4.С течением времени этот пост по причине строгости стал соблюдаться только мирянами-ревнителями, монахами и подвижниками. Однако с увеличением количества постных дней пост перестал быть совершенным воздержанием и приобрел новую форму: воздержанием от определенной пищи, в особенности от мяса и вина. Это не означало гнушение теми или иными продуктами, но было направлено к телесному подвигу и обузданию плотских желаний, особенно возбуждаемых такой пищей.

Пост стал разделяться на:

а) полное неядение

б) сухоядение

в) воздержание от определенной пищи.

5.Значительно повлияло на пост расцвет монашества. Различные постные уставы, соблюдавшиеся монахами в монастырях, начали проникать в мир.

6. 53 Апостольское правило осуждает клириков, которые не едят мяса и не пьют вина по праздникам "гнушаясь. А не ради подвига воздержания". Этими постановлениями Церковь боролась с появившимися в ту эпоху тенденциями к чрезмерному подвижничеству, доходившими до объявления некоторых видов пищи "скверными" и "нечистыми".

В 56 правиле Трулльского Собора (691 г.) к скоромной пище отнесены яйца и сыр, которые получают от "закалаемых, убойных" животных, мясо которых христиане не едят во время Великой Четыредесятницы. Соблюдение постов постепенно приобрело обязательный характер для всех христиан.

69 Апостольское правило делает исключение для тех, кто не может поститься по причине "телесной немощи". Святой Тимофей, епископ Александрийский, в своих канонических ответах (ответ 8) причисляет к больным также рожениц.

7. С самого начала пост был неразрывно связан с молитвой. В соответствии с учением Апостола Павла (I Кор. VII, 5),время, посвященное посту и молитве, предполагает одновременное супружеское воздержание. 52 правило Лаодикийского Поместного Собора (ок.375 г.) запрещает совершать браки в течении Великой Четыредесятницы.

8. Особое место в церковных правилах занимает вопрос о выпавших на постные периоды субботах и воскресеньях. Воскресенье изначально рассматривалось как день радости. Он был исключительным днем , днем Господним, когда христиане вспоминали Воскресение Христово. Но и суббота - день, когда Бог почил от дел творения - заняла в христианском сознании особое место по сравнению с другими днями недели. Поэтому, когда эти два дня приходились на многодневные посты, разрешалось вкушение растительного масла и вина. Не просто разрешалось, а и предписывалось, для того чтобы подчеркнуть особый характер этих дней. Исключение составляет Великая Суббота, посвященная погребению Спасителя, которая с древнейших времен причислялась к дням самого строгого поста. Основная цель поста - очищение души и тела постящегося. Пост очищает телесные чувства и умерщвляет сластолюбие, освобождает человека от душевных страстей, избавляет от нечистых помыслов, уподобляется оружию против злых духов, отражает искушения, стяжает добродетели подвизает к Богообщению. Еще одно свойство поста, которое подчеркивают многие учителя Церкви - умеренность в еде, которая касается не только поста, но и вообще отношения христианина к пище. Мы должны всячески избегать пресыщения пищей, так называемого чревобесия. Однако помимо телесного поста настоящий пост включает в себя и духовный пост, устранение от злых дел, страстных похотей, нечистых помыслов. Апостольские постановления связывают соблюдение поста с подаянием милостыни.
Посты и постные дни.
Однодневные посты:

Среда и пятница - особо значительные дни недели, связанные со Святыми Страстями Господа нашего Иисуса Христа.

5 января, канун Богоявления. Пост строгий, сухоядение ( в субботу и воскресенье разрешается растительное масло).

14 сентября, Воздвижение Честного креста.

29 августа, Усекновение честной главы Иоанна Предтечи.

Подготовительный период перед Великим постом:


Первая неделя - сплошная, то есть во все дни недели разрешена любая пища.

Вторая неделя - мясопустная

Третья неделя - сыропустная( масленица)

Пост Великой Четыредесятницы

- многодневный ежегодный пост, наиболее строгий.

            Особо строго поститься в первую или Чистую неделю ( монахи соблюдают трехдневный пост - воздержание от любой пищи). Растительное масло и вино разрешается только в субботу и воскресенье.( В другие дни растительное масло разрешается вкушать только по причине недомогания)Так же разрешается растительное масло и вино в праздники : Обретения главы святого Иоанна Предтечи и святых Сорока мучеников.

Благовещение Богородицы разрешается вкушение рыбы.

Пост Страстной недели

Особая часть Великого поста, вне числа сорока постных дней, так же соблюдается с большой строгостью. В Великий четверг (в память о Тайной Вечери) разрешается подсолнечное масло.

Апостольский пост

Ещё один продолжительный постный период - так называемый апостольский пост. Он называется так потому, что предшествует двум апостольским праздникам: празднику святых первоверховных апостолов Петра и Павла (29 июня ст. ст.) и собору двенадцати апостолов(30 июня). Временная продолжительность этого поста неопределенна, поскольку его начало зависит от даты подвижного праздника Пасхи. Когда он начинается? Он начинается в понедельник после воскресенья Всех Святых, а заканчивается строго 28 июня, накануне праздника святых апостолов Петра и Павла (ст. ст.). Этим постом разрешается вкушение рыбы, кроме среды и пятницы. Рыба разрешается также в праздник Рождества Иоанна Предтечи (24 июня ст. ст.), на какой бы день он ни пришелся. Если праздник святых апостолов Петра и Павла (29 июня ст. ст.) выпадает на среду или пятницу, разрешается только рыба.

Успенский пост

Гораздо моложе, чем прочие многодневные посты и заканчивается праздником Успения Богородицы, а с течением времени стал считаться важнейшим Богородичным праздником. В своем теперешнем виде это строгий пост. Итак, если мы можем, то постимся без масла все дни. Разрешение масла и вина только в субботу и воскресенье, а в праздник Преображения, на какой бы он день не приходился, разрешается рыба.

Рождественский пост

Второй по продолжительности после Великого поста. Он также включает в себя сорок дней, но не так строг. Этот пост начинается 15 ноября и заканчивается 24 декабря (ст. ст.). На протяжении всех сорока дней мы не вкушаем мяса, молочных продуктов и яиц. Рыба, напротив, разрешается во все дни кроме среды и пятницы до 17 декабря (ст.ст.) . Рыба разрешается и в праздник Введения Богородицы, на какой бы день он не приходился. С 18 по 24 декабря (ст. ст.) - канун праздника- разрешается только вино и растительное масло, кроме среды и пятницы. Также, сухоядением мы должны поститься в первый день поста и на кануне праздника, если эти дни не придутся на субботу или воскресенье.
Когда мы еще постимся?

Посты, объявленные по причине каких-либо чрезвычайных обстоятельств (угроза войны, засуха, угроза землетрясения, эпидемия, болезнь, наводнения и прочее).

Пост, наложенный духовником в качестве епитимьи. Цель чисто воспитательная и врачевательная (продолжительность определяется духовником).

Пост по обету, т.е. обещаний Богу (совершается только по благословению духовника).

Пост перед нашим участием в Божественных Таинствах.

Пост перед таинством Крещения и Миропомазания (Крещения взрослых). Продолжительность неопределенна. Когда-то был обычай принимать Крещение в Великую Субботу.

Пост изначально предшествовал и таинству Брака.

Пост перед таинством Священства (рукоположением)
Сплошные недели.
Помимо постных периодов наша Церковь установила и так называемые сплошные периоды, такие временные отрезки на протяжении церковного года, когда бывает "разрешение на все", вкушать любую пищу в любой день. Основная причина заключается в том, чтобы выразить праздничный характер этих временных отрезков.

1.Святки.

2.Светлая неделя.

3.Неделя после Пятидесятницы.
К сплошным неделям можно отнести и три первые недели Постной Триоди. О том, что именно предусматривает церковное Предание для каждой из них было написано выше.

 
bobruisk Новости пост молитва великий пост как постить приготовление к посту причастие приготовление к причастиюБобруйск православный
Hosted by uCoz