Главная   Свято-Ильинский   О Владыке   Стихи   Новоначальным   Духовное чтение   Гостевая


Духовное чтение


Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, Чудотворец

СВЯТОЙ АПОСТОЛ И ЕВАНГЕЛИСТ ИОАНН БОГОСЛОВ - АПОСТОЛ ЛЮБВИ

    8/21 мая

Святой апостол Иоанн Богослов занимает особое место в ряду избранных учеников Христа Спасителя.
Главная особенность духовного облика апостола открывается через его учение о любви, за которое ему по преимуществу усвоено наименование – Апостол любви. Действительно, любовью пронизаны все его писания, основная мысль которых сводится к понятию, что Бог в Своем существе есть Любовь. Служение Любви – весь жизненный путь апостола Иоанна Богослова. Апостолу Иоанну было определено выразить последнее слово Божественного Откровения, вводящего в сокровеннейшие тайны внутренней Божественной жизни, ведомые только вечному Слову Божию, Единородному Сыну. Апостол Иоанн удалился со своим учеником Прохором на пустынную гору, где наложил на себя 3-дневный пост. Во время молитвы апостола гора заколебалась, загремел гром. Прохор в страхе упал на землю. Апостол Иоанн поднял его и приказал записывать все то, что он будет говорить. Так было написано «Откровение Иоанна Богослова». В этой книге раскрыты все тайны судеб Церкви и конца мира. В это время апостолу Иоанну было около 67 лет. За труды свои и проповедь апостол был в длительной ссылке, после чего он получил свободу и вернулся в Эфес, где поучал христиан остерегаться лжеучителей и лжеучений.
Около 95 года апостол Иоанн написал Евангелие. Он призывал всех христиан любить Господа и друг друга,
и этим исполнить заповедь Христову.

   Скончался апостол Иоанн Богослов в возрасте ста с лишним лет. Когда настало время отшествия Иоанна к Богу, он удалился за пределы Эфеса с семью своими учениками и повелел приготовить для себя в земле крестообразную могилу, в которую лег, сказав ученикам, чтобы они засыпали его землей. Ученики с плачем целовали своего наставника, но, не решаясь ослушаться, исполнили его повеление. Они закрыли лицо святого платом и закопали могилу. Узнав об этом, остальные ученики пришли к месту его погребения и раскопали могилу, но ничего в ней не нашли. Такова удивительная и таинственная кончина святого Апостола. Вспоминаются слова Господа нашего Иисуса Христа, сказанные ап. Петру, когда тот увидел Иоанна Богослова вслед идуща за Господом и вопросил: «Господи, сей же что?» /Ин., XXI, 21/. Господь ответил ему: «Аще хощу, да той пребывает дондеже прииду, что к тебе; ты по Мне гряди». Изыде же слово сие в братию, яко ученик той не умрет: и не рече ему Иисус, яко не умрет, но аще хощу тому пребывати дондеже прииду, что к тебе» /Ин., XXI, 22-24/.

   Церковь Христова отмечает Рождество только Господа нашего Иисуса Христа, Пречистой Его Матери и больше всех рожденных женами св. Пророка и Крестителя Иоанна. Всех же других апостолов, пророков, мучеников, преподобных и праведных вспоминается только преставление и обретение святых их мощей. Память св. Апостола Иоанна Богослова Церковь Христова празднует также дважды в год: 26 сентября/ 9 октября и 8/ 21 мая. 26 сентября воспоминается преставление Апостола. А святых его мощей ученики не обрели.

   Что же празднует Святая Церковь 8-го мая?

Празднование 8-го мая апостолу Иоанну Богослову установлено Церковью в воспоминание ежегодного исхождения в этот день на месте погребения Апостола тончайшего розового праха, который верующие собирали для исцеления от различных недугов душевных и телесных.

/Настольная книга священнослужителя. Изд. Московской Патриархии 1979 г. Т. II, стр. 221; Т. III, стр. 290/

CВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ, АРХИЕПИСКОП МИР ЛИКИЙСКИХ, ЧУДОТВОРЕЦ

(перенесение мощей из Мир Ликийских в Бар).

      В XI веке греческая империя переживала тяжелое время. Тур­ки опустошали ее владения в Малой Азии, разоряли города и сёла, убивая их жителей, и сопровождали свои жестокости оскорб­лением святых храмов, мощей, икон и книг. Мусульмане покуша­лись уничтожить мощи святителя Николая, глубоко чтимого всем христианским миром.       В 792 году калиф Аарон Аль-Рашид послал начальника флота Хумейда разграбить остров Родос. Опустошив этот остров, Хумейд отправился в Миры Ликийские с намерением взломать гроб­ницу святителя Николая. Но вместо нее он взломал другую, сто­явшую рядом с гробницей Святителя. Едва святотатцы успели это сделать, как на море поднялась страшная буря, почти все суда были разбиты. Осквернение святынь возмущало не только восточных, но и западных христиан. Особенно опасались за мощи святителя Ни­колая христиане в Италии, среди которых было много греков. Жители города Бар, расположенного на берегу Адриатического моря, решили спасти мощи святителя Николая. В 1087 году барские и венецианские купцы отправились в Антиохию для торговли. И те и другие предполагали на обратном пути взять мощи святителя Николая и перевезти их в Италию. В этом намерении жители Бар опередили венецианцев и первыми высадились в Мирах. Вперед были посланы два человека, кото­рые, вернувшись, сообщили, что в городе — все тихо, а в церкви, где покоится величайшая святыня, они встретили только четырех монахов. Тотчас 47 человек, вооружившись, отправились в храм святителя Николая, монахи-сторожа, ничего не подозревая, ука­зали им помост, под которым была скрыта гробница святого, где, по обычаю, чужестранцев помазывали миром от мощей святите­ля. Монах рассказал при этом о явлении накануне святителя Николая одному старцу. В этом видении Святитель приказывал бережнее хранить его мощи. Рассказ этот воодушевил барян; они увидели для себя в этом явлении соизволение и как бы ука­зание Святого. Чтобы облегчить свои действия, они открыли мо­нахам свои намерения и предложили им выкуп — 300 золотых монет. Сторожа отказались от денег и хотели оповестить жителей об угрожавшем им несчастье. Но пришельцы связали их и поста­вили у дверей своих сторожей. Они разбили церковный помост, под которым стояла гробница с мощами. В этом деле особенным усердием отличался юноша Матфей, желавший как можно быст­рее обнаружить мощи Святителя. В нетерпении он разбил крыш­ку, и баряне увидели, что саркофаг наполнен благоуханным святым миром.
      Соотечественники барян, пресвитеры Лупп и Дрого, совершили литию, после которой тот же Матфей стал извлекать из переполненного миром саркофага мощи Святителя. Это про­исходило 20 апреля 1087 года. Ввиду отсутствия ковчега, пресвитер Дрого завернул мощи в верхнюю одежду и в сопровождении барян перенес их на ко­рабль. Освобожденные монахи сообщили городу печальную весть о похищении иностранцами мощей Чудотворца. Толпы народа собрались на берегу, но было поздно... 8 мая корабли прибыли в Бар, и скоро радостная весть облете­ла весь город. На следующий день, 9 мая, мощи святителя Нико­лая торжественно перенесли в церковь святого Стефана, находив­шуюся неподалеку от моря. Торжество перенесения святыни со­провождалось многочисленными чудотворными исцелениями боль­ных, что возбуждало еще большее благоговение к великому угод­нику Божию. Через год была построена церковь во имя святителя Николая и освящена папой Урбаном II. Событие, связанное с перенесением мощей святителя Николая, вызвало особенное почитание Чудотворца и ознаменовалось установлением особого праздника 9 мая. Вначале праздник перенесе­ния мощей святителя Николая отмечался только жителями итальянского города Бар. В других странах Христианского Востока и Запада он не был принят, несмотря на то, что о перенесении мо­щей было широко известно. Это обстоятельство объясняется свой­ственным средним векам обычаем чествования преимущественно местных святынь.
      Кроме того, Греческая Церковь не установила празднования этой памяти, потому что потеря мощей Святителя была для нее событием печальным.
      Русской Православной Церковью празднование памяти перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бар 9 мая установлено вскоре после 1087 года на основе глубокого, уже упро­чившегося почитания русским народом великого угодника Божия, перешедшего из Греции одновременно с принятием христианства. Слава о чудотворениях, явленных Святителем на земле и на море, была широко известна русскому народу. Их неистощимая сила и обилие свидетельствуют об особой благодатной помощи великого святого страждущему человечеству. Образ Святителя, всесильного Чудотворца-благотворителя, стал особенно дорог сердцу русского человека, потому что он вселил глубокую веру в него и надежду на его помощь.
      Бесчисленными чудотворениями ознаменовалась вера русского народа в неоскудеваемую помощь Угодника Божия. В отечественной письменности очень рано составилась о нем значительная литература. Сказания о чудесах Святителя, совер­шенных на русской земле, стали записываться еще в глубокой древности. Вскоре после перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бар град, появилась русская редакция жи­тия и повести о перенесении его святых мощей, написанной совре­менником этого события. Еще ранее было написано слово похваль­ное Чудотворцу.
      Еженедельно, каждый четверг, Русская Право­славная Церковь особо чтит его память.
Hosted by uCoz