Сайт создан по благословению Архиепископа Максима 2002 год

 О Владыке Максиме (Кроха) +  

 

















 

 

 

 В память о высокопреосвященнейшем архиепископе Максиме


      Высокопреосвященный архиепископ Максим (в миру Борис Иванович Кроха) родился в Башкортостане 25 декабря 1928 года в благочестивой семье крестьянина. Благочестивая отрасль произыде от благочестиваго кореня. Родители его Иоанн и Татиана (впоследствии монахиня Агния). Будущий святитель вместе с матерью и братьями рано изведал хладную Сибирь и крайнюю нужду, где провел годы детства и юности. В Сибири он закончил среднюю школу. Благочестивая мать старалась вложить в души своих детей глубокую веру и благочестие. Дети не только посещали храм, но и прислуживали за богослужением. Вся семья окормлялась духовно служившим там афонским старцем иеромонахом Петром (Сеньковым). Последние дни своей жизни архимандрит Петр проживал в Жировицком монастыре, был там духовником и скончался в 1972 году, где и похоронен у Крестовоздвиженского храма обители. В 1947 году по окончании средней школы юноша поступил в Ленинградскую духовную семинарию.
 
Изучая богословские науки, воспитанник семинарии и духовно возрастал. Уже тогда юношей задумывался он о цели жизни и размышлял над словами Священного Писания: "Не будете яко дети, не внидете в Царство Небесное". Под впечатлением этих слов Спасителя семинарист направляет свои стопы к старцу своему, в хладную Сибирь, испросить благословение на дальнейший свой жизненный путь.Смиренный старец, умудренный опытом, не смел преподать свое благословение и совет, но благословил обратиться к семинарской администрации и священноначалию и от них принять волю Божию благую и совершенную. 19-летний юноша пишет прошение митрополиту Григорию (Чукову) и ректору семинарии, испрашивая святительского благословения на пострижение в монашество. Получив положительный ответ и благословение на принятие монашества, он вместе с старцем своим обращается к архипастырю Сибири митрополиту Варфоломею и от его руки принимает постриг монашеский с именем в честь преподобного Максима Исповедника. По имени твоему - такожде и житие твое бысть. Всю свою жизнь владыка подражает преподобному Максиму Исповеднику. Приняв монашество 25 августа 1949 года, новопостриженный инок направляется в Духовную Семинарию, которую успешно оканчивает в 1951 г., а затем и Духовную Академию со степенью кандидата богословия, полученной за курсовое сочинение "Символ виноградника в Ветхом Завете". 17 апреля 1950 года монах Максим был рукоположен во иеродиакона к Крестовому храму митрополита Григория и к храму Академическому. 27 сентября 1954 года иеродиакон Максим рукоположен во иеромонаха. По окончании Духовной Академии иеромонах Максим проходил пастырское служение в Ленинградской, Ярославской и Минской епархиях. С 1958 по 1963 год он был преподавателем Минской Духовной Семинарии и благочинным Свято-Успенского Жировицкого монастыря. В 1962 году игумен Максим возведен в сан архимандрита. По закрытии Минской Духовной Семинарии в 1963 году архимандрит Максим был священником Свято-Духова кафедрального собора г. Минска. В 1965 году архимандрит Максим окончил аспирантуру при Московской Духовной Академии и возвратился в Минск, где был настоятелем Кафедрального собора и председателем Епархиального совета. В 1970 году архимандрит Максим возглавил церковную делегацию, посетившую Австралию и Новую Зеландию. В 1971 году духовенство Минской епархии избрало архимандрита Максима членом Поместного собора Русской Православной Церкви. В 1972 году архимандрит Максим сопровождал Патриаршего Экзарха Центральной и Южной Америки при его архипастырской поездке в Аргентину. Благословением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена и Постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви от 21 марта 1972 года архимандриту Максиму определено быть Епископом Аргентинским и Южноамериканским. 25 марта 1972 года чин наречения архимандрита Максима во Епископа Аргентинского и Южноамериканского совершили: Святейший Патриарх Пимен, Митрополиты Ленинградский и Новгородский Никодим, Киевский и Галицкий Филарет, Таллинский и Эстонский Алексий (ныне Патриарх Московский и всея Руси), Архиепископы Минский и Белорусский Антоний и Волоколамский Питирим. 26 марта 1972 года те же иерархи совершили хиротонию архимандрита Максима во Епископа Аргентинского и Южноамериканского. С этого времени Преосвященный Максим трудился в дальней и знойной стране, утверждая Богом врученную паству в Святом Православии. В декабре 1974 года владыка Максим был назначен на Омскую кафедру, на место убиенного там архиепископа Мефодия, куда отказывались ехать другие архипастыри. Епископ Максим принял свое назначение как волю Божию и склонил свою главу в послушание. Пребывая ежедневно под страхом смертным на кафедре, политой кровью своего предшественника, владыка переносил все мужественно и бодро трудился, возделывая поросшую терниями и волчцами ниву Сибирскую. Вступив в управление Омско-Тюменской паствой, Преосвященный владыка Максим сразу же посетил город Тобольск и вместе с назначенной комиссией освидетельствовал святые мощи святителя Иоанна, Митрополита Тобольского и всея Сибири, по указанию Его Святейшества Святейшего Патриарха Пимена, в связи с тем, что мощи угодника Божия расхищались. Святые мощи по освидетельствовании епископ Максим переложил из обычного гроба в резную раку, которую по его указанию сделали умельцы Новокузнецка. Пред святыми мощами была зажжена лампада молитвы и возобновлено постоянное молебное пение. Акт освидетельствования святых мощей был представлен Святейшему Патриарху. С этого времени, невзирая на всю сложность церковной жизни, епископом было установлено выносить святые мощи на крестный ход, совершавшийся в день памяти святителя Иоанна 10/23 июня, по территории Тобольского Кремля, вокруг Покровского собора, что было в то время большим риском и смелостью архипастыря. В архиерейском доме г. Омска, где был убит архиепископ Мефодий, епископ соорудил Крестовый храм и освятил его в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Позднее владыка купил и благоустроил архиерейский дом и в городе Тюмени. В г. Омске трудами владыки Максима был укреплен фундамент кафедрального Крестовоздвиженского собора, был произведен капитальный ремонт и упорядочено в нем богослужение. Ко дню прославления апостола Сибири святителя Иннокентия (Вениаминова) в 1977 году владыка Максим много потрудился в составлении службы Святителю. По благословению Святейшего Патриарха Пимена она помещена в богослужебной Минеи за март месяц (часть 2, стр. 322-342). В 70-е годы, когда закрывались и разрушались храмы, благословением и личным участием владыки Максима были построены в кирпичном исполнении храмы в городах Иссилькуле, Тюкалинске и захолустном городишке Тара. Для постройки храма в г. Таре кирпич поставлялся из Эстонии, т.к. на месте были созданы препятствия в закупке строительных материалов. Не было возможности и нанять рабочих, поэтому постройку храмов производили священнослужители и верующие люди. К удивлению всех, в г. Таре промыслительно благословил Преосвященный владыка Максим строить трехпрестольный храм и освятил его в честь Вознесения Господня, Тихвинской иконы Богоматери и во имя новопрославленного апостола Сибири и Америки святителя Иннокентия. Следует сказать, что святитель Иннокентий явил свою милость жителям города Тары в открытии и регистрации общины верующих. После тридцатилетних хлопот верующих, наконец, они в день памяти новоявленного угодника Божия получили разрешение властей на регистрацию общины. В настоящее время захолустный городок Тара стал кафедральным градом, а построенный там храм возведен в ранг Кафедрального собора. За 12-летнее пребывание в Сибири владыка Максим изучил материалы о жизни и трудах подвижников веры и благочестия тех мест, составил патерик Сибирских Святых и представил это Святейшему Патриарху для прославления Святых, в земле Сибирской просиявших. Получив первосвятительское благословение, владыка Максим составил службу Сибирских святых, которая помещена в богослужебной Минее за июнь месяц (стр. 325-349). Была написана и икона Сибирских Святых, пред которой 23 июня 1984 года в Покровском соборе г. Тобольска было совершено торжественное прославление Всех Святых, в земле Сибирской просиявших. Ныне ежегодно совершается торжество в честь Сибирских Святых в Тобольске, и по традиции, установленной владыкой Максимом, выносятся мощи святителя Иоанна на крестный ход в Тобольском Кремле. В этот день там собирается множество паломников со всей Сибири, в том числе и православные зыряне с Севера в их национальных костюмах. Все православные сибиряки прославляют своих небесных покровителей у святых мощей святителя Иоанна. Во внимание к понесенным трудам в Сибири 9 сентября 1984 года, в день своего тезоименитства, Святейший Патриарх Пимен возвел владыку Максима в сан Архиепископа. Сибирская паства также отметила труды своего архипастыря. Владыке Максиму была преподнесена картина с символическим изображением его трудов на фоне Тобольского Кремля с надписью: "Будь волом, влекущим тяжелый плуг, режущий сладкую борозду Божественного Слова". Исполнив свое послушание в Сибирской земле на Омской кафедре, владыка 29 июля 1986 года был назначен на Тульскую кафедру как Архиепископ Тульский и Белевский. Трехлетнее архипастырское служение на Тульской кафедре было ознаменовано архиепископом Максимом прославлением Собора Тульских Святых и построением нового храма во имя святителя Алексия, Митрополита Московского и всея Руси, в Горелках - пригороде г. Тулы. Архипастырь Тульский сам лично и назначенная им комиссия усердно трудились по изысканию материалов подвижников веры и благочестия земли Тульской. Был составлен патерик Тульских подвижников веры и благочестия и возбуждено ходатайство пред Святейшим Патриархом и Священным синодом о прославлении Тульских Святых. По благословению Святейшего Патриарха Пимена от 3 июня 1987 года празднование Собора Тульских Святых установлено было совершать в день памяти преподобного Макария Жабынского 22 сентября / 5 октября. К этому дню была написана икона Собора Тульских Святых и составлена Высокопреосвященным архиепископом Максимом служба им. 5 октября 1987 года в кафедральном граде и кафедральном соборе Всех Святых состоялось прославление Тульских Святых. В 1988 году в связи с 60-летием со дня рождения и во внимание к трудам во благо Церкви Христовой архиепископ Максим был награжден орденом Русской Православной Церкви святого благоверного и равноапостольного князя Владимира II степени. 6 июля 1989 года архиепископ Максим назначен Могилевским и Мстиславским. Перед своим отъездом в Могилев владыка архиепископ освятил построенный им храм в Горелках. На Могилевскую кафедру для ее возрождения прибыл владыка Максим, как в горящий пламень чернобыльской радиации, где он, как в свое время и святитель Георгий (Конисский), увидел свою кафедру в уничижении и паству свою в духовном невежестве. Никто из духовенства не встречал своего архипастыря, а он целый месяц томился в монастырях города Москвы, ожидая, когда благочинный и настоятель единственного в Могилеве храма вернется из отпуска. Никто не приготовил своему архипастырю место для отдохновения от путешествия в свою епархию. Никто не позаботился о нуждах его. Не было ни места жительства, ни места служения. В единственном в городе Борисо-Глебском храме, вмещающем не более 200-300 человек, владыка не мог придти помолиться, ибо "церковные работники" по наущению выносили кафедру из храма, бесстыдно заявляя: "когда тебя пригласим, тогда будешь служить, а сейчас нечего приходить в храм, у нас есть настоятель и священники". Владыка архиепископ Максим обращался за материальной и моральной помощью к священноначалию, но его глас никто не слышал. Пришлось ему как монаху, по словам святителя Георгия, "вмениться за овцу заколения, вдаться на мечи и на колья, на челюсти зверей и змиев" так называемых "церковных работников" и их наставников и в таких условиях принять бразды правления епархией. Многие священнослужители, оберегая себя, жен и детей, еще до приезда архипастыря оставили епархию, устраиваясь в менее зараженных радиацией местах. В двадцати трех приходах, среди которых до десяти были обречены на закрытие по причине чернобыльской радиации, были вакантные места священнослужителей. Все это владыка архиепископ Максим принял мужественно. Благо, что ему при устройстве епархии помогали и содействовали гражданские власти Могилева и Мстиславля. По ходатайству архиепископа и верующих города Могилева был возвращен Церкви Трехсвятительский храм, который использовался под дискотеку. В нем, после его восстановления, при помощи назначенного деятельного настоятеля и верующих, начал архипастырь свое служение. 6 декабря владыка архиепископ освятил кафедральный Александро-Невский собор в г. Мстиславле, а 25 декабря 1989 г. был освящен и кафедральный Трехсвятительский собор в г. Могилеве. Благочинный Могилевского округа протоиерей Евгений Омельянюк еще в июне месяце, по его словам, перечислил епархиальные взносы благочиния в Минскую епархию за весь год, так что и в финансовом отношении созданы были особые трудности. Пришлось обращаться за материальной помощью к Святейшему Патриарху и Синоду, но и там просьба архипастыря, посланного возрождать Могилевскую епархию, осталась без ответа. Однако владыка Максим не унывал и испросил благословение Святейшего Патриарха на открытие в Могилеве Свято-Никольского женского монастыря, который и был зарегистрирован в Совете по делам религий при Совете Министров Республики Беларусь в 1991 году. Трудами архиепископа Максима был восстановлен Свято-Никольский монастырь - памятник архитектуры XVII в., зарегистрированный в списках ЮНЕСКО как шедевр мирового зодчества, и в нем возрождена монашеская жизнь. В 1992 году во внимание к трудам церковного служения и в связи с 1000-летием Православия на Белой Руси (Полоцкой епархии) владыка Максим был награжден орденом преподобного Сергия Радонежского II степени. Окормляя Могилевскую паству и возрождая древнюю кафедру, владыка Максим занимается и научными трудами по изучению истории епархии и ее иерархов. В итоге он поднял вопрос о причислении к лику святых подвижника веры и благочестия архиепископа Георгия (Конисского). Владыка Максим подал собранные документы о нем в Синод Белорусской Православной Церкви и в Канонизационную комиссию Московского Патриархата. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II и по постановлению Синода Белорусской Церкви 5 и 6 августа 1993 года в Могилеве состоялась канонизация святителя Георгия, Архиепископа Могилевского и Белорусского. К этому дню владыка Максим составил службу и акафист в похвалу святителю Георгию. Празднование святителю Георгию совершается 6 августа - в день канонизации и 26 февраля - в день его праведной кончины. За двадцать семь лет архиерейского служения владыка архиепископ Максим был дважды членом Священного Синода Русской Православной Церкви - в 1985 и 1995 гг. В октябре месяце 1996 г. владыка архиепископ Максим был избран членом Всебелорусского Собрания и принимал участие в его заседаниях. 26 марта 1997 года в связи с 25-летием архиерейской хиротонии Святейший Патриарх Алексий II сообщил владыке о награждении его орденом святого благоверного и преподобного князя Московского Даниила II степени, но и по сей день владыке орден не вручен. За активное участие в деятельности Фонда Мира владыка Максим имеет государственные награды: - в 1985 году в г. Омске вручен Почетный знак Фонда Мира, - в 1988 году в г. Туле вручена Почетная медаль Фонда Мира и - в 1989 году в г. Туле вручен второй Почетный знак Фонда Мира. За время восстановления Могилевской епархии и управления ею владыка много потрудился во всех сферах церковной жизни. В 1989 году он организовал сестричество при кафедральном соборе во имя преподобного Максима Исповедника. Сестры посещают больных на дому, в больницах и оказывают посильную помощь от епархии. С 1991 года по благословению владыки возобновлено издание "Могилевских епархиальных ведомостей". Редактором епархиальных ведомостей является сам Высокопреосвященный архиепископ Максим. С 1994 года по благословению владыки в Бобруйске при Свято-Духовом храме под редакцией протоиерея Александра Полуянова издается церковная газета "Верую". В Могилевской епархии организовано и обслуживание пребывающих в ИТУ. Священнослужители удовлетворяют духовные запросы заключенных, доставляют духовную литературу и оказывают им посильную помощь. В 1997 году владыка учредил Братство во имя святителя Георгия при Трехсвятительском кафедральном соборе. Братство занимается в основном просветительской работой. По благословению владыки архиепископа и при его участии в епархии открыты и действуют 23 воскресные школы при храмах, где обучается 985 человек. В школах преподается Закон Божий и учение о церковных службах. Дети участвуют в богослужениях, поют и читают. За время окормления Могилевской епархии трудами и заботами владыки архиепископа открыто 44 прихода, рукоположено более 50 священнослужителей, пострижено в монашество 8 монахов, а в женском монастыре 7 сестер. Построено семь новых храмов в городах: Костюковичи, Кличев, Осиповичи, Глуск и селах: Елизово, Ельня, Комсиничи. Начата церковная жизнь в приходах села Полыковичи и в городе Могилеве за Днепром. Владыка архиепископ Максим имеет общение с интеллигенцией города и высшими учебными заведениями, в том числе с Государственным университетом г. Могилева. Результатом такого благотворного общения является то, что преподаватели Госуниверситета, учителя, медики и другие состоят членами Братства Святителя Георгия, деятельно участвуют в церковной жизни епархии, в духовно-просветительной деятельности, преподают в воскресных школах, проводят семинары на религиозно-нравственные темы и печатают свои статьи в прессе. Как архиерей Русской Православной Церкви, владыка архиепископ Максим по завету своего рукополагателя в епископский сан, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена, утверждал и утверждает свою паству в верности Матери-Церкви и Святому Православию. Он предостерегает паству от общения с еретиками, раскольниками всех толков и наставляет быть исповедниками веры Православной, не уклоняться в разные конфессии и секты, не изменять Христу. Почитая самоотверженные труды своего Архипастыря, могилевская паства земно кланяется Юбиляру, приносит благодарность и благожелает долголетия и помощи Божией ему во всех его начинаниях. Ис полла эти деспота.
Игумения ЕВГЕНИЯ,
настоятельница Свято-Никольского женского монастыря города Могилева

 

   архиепископ Максим (Кроха)

 

Могила архиепископа Максима (Кроха)

Внимание

По милости Божией к нам попали ценные исторические видеоматериалы о служении архиепископа Максима (Крохи), его проповеди, отрывки из богослужений.
     Благодарим за старания и предоставление материалов рабов Божиих Владимира и Константина. По мере загрузки, все видео материалы будут доступны в разделе видео. Некоторые из них можно посмотреть уже сейчас.

В МОГИЛЕВСКОЙ ЕПАРХИИ ПОЧТИЛИ ПАМЯТЬ АРХИЕПИСКОПА МАКСИМА (КРОХИ)
27 февраля в Никольском монастыре почтили память архиепископа Максима (Крохи), который в 2002 г. в этот день преставился ко Господу.

Почтить день кончины своего предшественника по кафедре прибыл и Преосвященный Софроний, епископ Могилевский и Мстиславский, который, вспоминая почти 50-летнее церковное служение приснопамятного владыки Максима, его труды по восстановлению Могилевской епархии и Никольского монастыря, возглавил панихиду, призвав верующих помолиться о упокоении его души.

Сайт Могилевской епархии2.jpg

ДОБРЫЙ ПАСТЫРЬ
Иеромонах Максим. Ленинград. 1956 год

Высокопреосвященный архиепископ Максим, в миру Борис Иванович Кроха, родился 25 декабря 1928 года в Башкирии, село Черниговка, Давлеканского района в семье благочестивых христиан Иоанна и Татьяны (в монашестве Агнии).

Рано лишившись отца, который мученически погиб на Беломорканале, 5-летний отрок Борис вместе с матерью и братьями изведал Сибирь. Они были сосланы в Кемеровскую область, в город Анжеро-Судженск. У сопровождающих мать просила взять на дорогу хлеба детям, но те не разрешили: «Вас выселяют не для жизни».

Тогда мать со слезами обратилась ко Господу, упав пред Крестом, привезенным в свое время из Иерусалима, — домашней святыней, и со слезами просила не оставлять детей.

Когда она поднялась, её осенила мысль — попросить сопровождающих, чтобы те разрешили взять Крест с собой. Они согласились, но разбили Крест на части и вкинули в мешок, который понесла на своих плечах страдалица-мать.

Так с молитвой семья отправилась на место назначения.

Добрые люди в дороге не оставили детей, а на месте любвеобильные поселяне, также ссыльные, соорудили им землянку, приютили приезжих. Отремонтировали Крест и установили его в Святой угол и сами приходили поклониться Кресту Господню.

Крест этот мать хранила у себя, переезжая с места на место, а в 1977 году, предчувствуя свою кончину, пожелала проститься с детьми. Тут приехал младший сын Борис, уже в Архиерейском достоинстве. Он пособоровал мать и причастил Святых Таин. Прощаясь, она передала своему сыну, владыке Максиму, Крест. И владыка привёз его в Омск, установил его в своём Крестовом храме Благовещения Пресвятой Богородицы. В 1986 году при переводе владыки в Тулу крест прибыл с ним и тоже установлен был в Крестовом храме преподобных Антония и Феодосия Печерских.

В 1989 году вместе со святыней — Животворящим Крестом — прибыл владыка и в Могилев. Когда владыкой был возрождён и освящён Никольский собор монастыря и в монастыре было место владыке Максиму, он поставил Крест Христов в молельной комнате. По смерти владыки Крест перенесён в Никольский собор и установлен на Горнем месте в Царском Приделе.

Читать далее ...

Архиепископ Максим (Кроха) - исповедник православия
Николай Лайша, Русский вестник
"Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие,
ивзирая на кончину их жизни, подражайте вере их"
(Евр. 13, 7)

27 февраля исполнилось десять лет со дня праведной кончины в 2002 году Высокопреосвященнейшего Максима, архиепископа Могилевского и Мстиславского (в миру - Борис Иванович Кроха). Только теперь, спустя десять лет многие из нас стали осознавать, что рядом с нами жил и служил Богу верою и правдою великой духовной силы и святой жизни человек. С юных лет отрок Борис был избран Богом для величайшего, священнического служения. Архиепископ Максим был замечательным богословом и мужественным исповедником Православия, подобно его небесному покровителю Максиму Исповеднику и представленному им к канонизации святителю Георгию Конисскому. Как и эти святые мужи, Владыка испытывал сильную неприязнь со стороны врагов Православия, еретиков, злых людей и не раз рисковал своей жизнью.

Он без устали восстанавливал храмы Божии, разрушенные богоборцами, и строил новые. Он обличал великую ложь экуменизма, всевозможных уний и антихристианскую, антихристову сущность глобализма. Он был благородным, высокоэрудированным человеком, хорошо знал мировую историю и ее духовный смысл. Он был истинным патриотом единой Святой Руси и внес достойный вклад в дело освобождения ее от ига богоборческого и "демократического". Он рукоположил и воспитал много священнослужителей для окормления ищущих спасения православных христиан. Он душу свою полагал за паству, без устали проповедовал, учил, вразумлял, наказывал, утешал, укреплял. Он врачевал наши души, обремененные грехами и измученные болезнями. Он уклонялся от зла и творил добро.
Однако почему "был", "учил", "наставлял", "врачевал"? Архиепископ Максим и после своей праведной кончины продолжает учить, наставлять, исцелять, чем убеждает нас в неоспоримости духовной истины, что у Бога все живы, что "приблизилось Царство Небесное" (Мф. 3:2).
Читать далее...

 
 

 

Hosted by uCoz