Главная   Свято-Ильинский   О Владыке   Стихи   Новоначальным   Духовное чтение   Гостевая


Духовное чтение


СВЯТЫЕ РАВНОАПОСТОЛЬНЫЕ КОНСТАНТИН И ЕЛЕНА

ПРЕПОДОБНЫЙ ОНУФРИЙ ВЕЛИКИЙ

   

12 / 25 июня
      Преподобный Онуфрий жил в полном одиночестве в дикой пустыне 60 лет. В молодости он воспитывался в Фиваидском монастыре Эрити. Узнав от старца о великой тяжести и высоте жизни пустынников, которым Господь посылает через Ангелов Своих Свою помощь, преподобный Онуфрий возгорелся духом подражать их подвигам. Ночью он тайно вышел из обители и увидел пред собою светлый луч. Святой Онуфрий испугался и решил вернуться, но голос Ангела Божия подвиг его на дальнейший путь. В глубине пустыни преподобный Онуфрий нашел пустынника и остался учиться у него пустынному житию. Когда старец убедился, что святой Онуфрий укрепился в этой страшной борьбе, он оставил его одного. Ежегодно старец приходил к нему, и через несколько лет, придя к преподобному, скончался.
      Господь в утешение преподобному повелел вырасти у его келии финиковой пальме. Божиим же произволением у жилища открылся источник воды. Двенадцать ветвей пальмы поочередно приносили плоды и преподобный не терпел голода и жажды. Тень пальмы укрывала его от полуденного зноя, Ангел Господень приносил святому хлеб и каждую субботу и воскресенье причащал его, как и других пустынников, Святых Христовых Таин. Пред кончиною преподобного Онуфрия навестил преподобный Пафнутий. После беседы, простившись с преподобным Пафнутием, святый Онуфрий долго молился со слезами, затем возлег на землю, произнес свои последние слова: «В руки Твои, боже мой, предаю дух мой»,- и мирно скончался. Отдав последнее целование святому Онуфрию, преподобный Пафнутий пожелал остаться на месте подвигов преподобного Онуфрия, но на его глазах пещера обвалилась, пальма засохла, а источник иссяк. Тогда он понял, что нет ему благословения оставаться здесь и возвратился в свою обитель, поведав братии о великих подвигах и удивительной жизни святого преподобного мужа.
РАДУЙСЯ, ОТЧЕ ОНУФРИЕ, ПРЕСВЕТЛЫЙ СВЕТИЛЬНИЧЕ ВСЕЯ ВСЕЛЕННЫЯ.
Божий Архиерей
(к празднику преподобного Онуфрия)

      Архиепископу Могилевскому на Днепре
Высокопреосвященнейшему Максиму посвящаю сие.


Над Днепром плывет колокольный звон.
Что за торжество возвещает он?
Праздник Бог послал или день святой?
Люд куда спешит радостной толпой?

Звучно звон гудит, слышно в небесах,
К храму все спешат, молятся в слезах.

Божий Архиерей на амвоне стал,
Пастве он своей громко завещал:

Веру сохранять от пороков, зла,
Церковь защищать, чтоб она жила.

Чистоту хранить в Православии,
Не искать добра в инославии.

Быть готовым всем за Христа страдать,
Ради вечных благ жизнь свою отдать.

Священнослужитель Свято-Покровского монастыря г. Хойники
Протоирей Владимир Козак

СВЯТЫЕ РАВНОАПОСТОЛЬНЫЕ КОНСТАНТИН И ЕЛЕНА


21 мая - 3 июня
Святой равноапостольный Константин был царем Константии и удостоился жизни бессмертной.
И нам, братие и сестры, сию веру - дар Божий - надо содержать в чистоте и исповедовать так, как научили нас Святые Отцы Церкви Христовой. «Наш народ велик и прекрасен потому, что он верует, и потому, что у него есть Православие. Мы, русские, сильные и сильнее всех, потому что у нас есть необъятная масса народа, православно верующего. Если бы пошатнулась в народе вера в Православие, то он тотчас бы начал разлагаться, как уже и начали разлагаться на Западе народы... Там, на Западе, раньше началось разложение, атеизм, у нас позже, но начнется непременно с водворением атеизма. Чтоб была сила в России вечная, нужна полная вера в Православие». (Ф.М, Достоевский, 1870-1972 гг.) Святой равноапостольный Константин был царем Галлии и Британии.
      Мать его обратилась ко Христу, и сам Константин был благорасположен к христианству, в душе почитая ис­тинного Бога и Его закон. В то время в Риме царствовал злочестивый импера­тор Максенций, от беззаконий которого страдали все честные жители; и они попросили Константина по­мочь им. Святой Константин (тогда еще не утвержден­ный в христианстве) начал войну против Максенция. У того было больше военной силы, но победу дает не сила, а Бог. Константин стал молиться Богу, чтобы Он вразумил его о Себе, подал ему мужество и помог в предстоящем деле. И эта молитва его была услышана. Сам равноапостольный Константин вспоминал: «Однажды после полудня я собственными глазами увидел составившееся из света и лежавшее на солнце знамение креста с надписью: «Сим побеждай».
      Константин находился в недоумении и говорил сам себе: «Что значит такое явление?» Но между тем как он размышлял, наступила ночь. Тогда во сне явился ему Христос с виденным на небе знамением и повелел сделать знамя, подобное виденному на небе, и упот­реблять его для защиты при нападении врагов. Пораженный дивным видением Константин решил­ся не чтить никакого другого Бога, кроме явившегося ему Христа. Расспросив о Нем христианских священ­ников и услышав их ответ о едином Боге, о тайне воп­лощения Сына Божия для спасения людей, о крестной смерти Господа Иисуса, победившего смерть, и о крестном знамени — что оно есть знак победный, Кон­стантин вполне и сознательно в душе своей стал хри­стианином. С того времени он стал усердно читать Священное Писание и постоянно имел при себе свя­щенников, хотя и не принял еще святого крещения.
      С Божией помощью победив злочестивого Максенция, Константин с торжеством вступил в Рим и стал повелителем всей западной половины Римской импе­рии. Он сразу же прекратил гонения на христиан и стал им покровительствовать. А через несколько лет, побе­див неверного царя Ликиния, Константин сделался безраздельным государем всей Римской империи. Тог­да он стал всеми силами распространять и поддержи­вать христианство во всем подвластном ему мире. «Я твердо веровал, — говорил Константин, — что всю душу свою, все, чем дышу, все, что только суще­ствует в глубине моего ума, — все я обязан принести великому Богу». По желанию святого царя Константина его мать, святая Елена, отправилась в Палестину, чтобы почтить великие христианские святыни и найти Крест, на ко­тором распялся Господь наш Иисус Христос. По ее указанию были построены прекрасные Церкви в Виф­лееме над пещерой Рождества Христова; на горе Елеонской — месте Вознесения Господня; в Гефсимании — месте Успения Божией Матери; у дуба Мамврийского, где Бог Троица явился Аврааму. Наконец, после долгих и трудных поисков, святой Еленой был обретен Животворящий Крест Господень. Чтобы узнать, точно ли это тот крест, на котором распялся Господь, его по­ложили на мертвого человека — и мертвый воскрес. Прожив после того недолгое время, святая царица Еле­на преставилась ко Господу.
      Святой равноапостольный Константин заботился и о внутреннем устроении церкви. По его указанию был созван первый вселенский собор, на котором был ут­вержден Символ Веры. Сам царь присутствовал на Со­боре и поддерживал православных против еретиков.
      Константин жил после того еще более десяти лет и во все время своего царствования ревностно старался утверждать дух христианского благочестия в своем цар­стве, сам, являясь примером, достойным подражания. Но до последних дней своей жизни святой царь не был крещен. Константин, с юных лет, носивший в сердце своем Христа, издавна сделавшийся в душе христиа­нином, отлагал свое крещение по смиренному созна­нию своей греховности, желая подвигом целой жизни приготовить себя для этого. Почувствовав приближе­ние своей кончины, он призвал епископов и просил их удостоить его святого крещения. Перед крещением умирающий царь сказал: «Пришло желанное время, которого я давно жажду и о котором молюсь, как о времени спасения. Пора и нам принять печать бессмертия, приобщиться спаси­тельной благодати».
      Приняв святое крещение, Константин ликовал ду­хом, сердце его было полно живой радости. Свою по­следнюю благодарственную молитву, возвысив голос, царь заключил такими словами:
      «Теперь я сознаю себя истинно блаженным, ибо имею несомненную веру, что я приобщился Божест­венного света и удостоился жизни бессмертной».
Hosted by uCoz