|
|
|
Публикация материала из "Коммерческого курьера"
Протоиерей Андрей Мильто, настоятель храма Святого пророка Илии, уже пять
лет служит в воспитательной колонии.
«Моя задача рассказать, что и здесь, в колонии, есть Бог. И
что он помогает», – говорит о. Андрей. Работа священника в детской тюрьме
похожа на вычерпывание бездонного сосуда: каждый год колония обновляется
примерно на 80 процентов.
О семимильных шагах в воспитании малолетних нарушителей
говорить не приходится: снова и снова надо добиваться доверия заключенных
подростков.
– Сложно ли служить в колонии?
– С одной стороны, это очень сложно. Это место, где
пребывают преступники – люди, которые преступили закон. Но среди них
находятся и те, кто понимает свою ошибку, осознает вину. Их надо найти,
достучаться до каждого. Это трудный путь, но радость оттого, что что-то
получается – есть.
Обычно посещаю колонии по воскресеньям, случается и по несколько раз в
неделю бывать. Служу, провожу беседы… Ребята исповедуются, причащаются,
крестятся, пишут записочки – чтобы помянул их родных в молитвах, которые
читаю в храме.
–
И часто ли пишут вам такие молитвенные
списки?
– Нередко. Здесь, в колонии, обостряются родственные чувства. Парень
понимает, что мама – это мама, а папа – это папа. А ведь много неполных
семей... Родственные отношения поднимаются на новую ступеньку. И когда
что-то случается во внешнем мире, если кто-то умер или заболел, они мятутся,
не знают, что нужно сделать. Я говорю: ребята, давайте вместе помолимся, а
потом посмотрим на результат. Результат виден, потому что в следующий раз
ребят приходит больше.
– Сколько прихожан в
храме?
– Сколько постоянных – не могу сказать. Один раз приезжаю – их три человека
может быть, а в другой раз придут 25-30. А теперь, когда мы показываем
фильмы православной тематики, приходит еще больше. Кто-то дремлет – это
понятно, а кто-то смотрит.
О постоянных прихожанах можно говорить, наверное, только в обыкновенном
храме. А в воспитательной колонии этот вопрос неуместен из-за специфики.
Сюда попадают на семь, на восемь месяцев, на год. Идет постоянная ротация –
и слава Богу.
– Отец Андрей, сложно ли привлечь к церкви
трудных подростков?
– Естественно, их не возьмешь за руку и не приведешь. Большую роль играет
пример. Когда новоприбывшие видели, что Федя и Саша, которые мне постоянно
помогали, идут на службу – они сами шли, без опаски, что кто-то их будет
осуждать.
Я обычно спрашиваю – кто ходил в храм, поднимите руки. Поднимают… А сколько
ты раз ходил? «Ну там… пару раз был». Пришел, посмотрел и быстренько ушел.
– Охраняется ли тайна церковной исповеди законом?
– Тайна исповеди сохраняется, безусловно. Это основной устой. Впрочем, я
никогда не пытался узнать секреты этих парней. Для меня важнее, что двигало
человеком, когда он поступал так или иначе. И как он сейчас относится к
содеянному.
– Нужна ли специальная подготовка священнику, идущему к заключенным?
– Я думаю, что специальной подготовки – как священнику – не требуется. А вот
поговорить со священником, у которого есть опыт служения в колонии, будет
полезно. У нас тут детская колония – это своя специфика. Это тюрьма не в
полном смысле этого слова. К заключенным иное отношение. Меня приятно
удивило, что те, кто их охраняет, называют их детьми. Не зэками.
– Николай-Угодник действительно покровительствует
заключенным?
– Я бы не ограничился Святым Николаем при всем уважении и любви к нему.
Николай помог осужденным, но у многих святых есть случаи, когда они помогали
тем, кто находился в заточении. Есть Анастасия Узорешительница. Есть Сергий
Радонежский – наш родной русский святой, который тоже помогает.
– Есть ли у вас возможность ходатайствовать о
заключенных?
– При пересмотре дела, при амнистии лишнее доброе слово тоже идет в зачет.
Но я еще не ходатайствовал ни за кого. В этом нет необходимости – сроки, как
правило, невелики, ребята быстро освобождаются сами.
Анна ЛАПИЦКАЯ
Фото Федора ПРОКОПОВА
|
|
7 ноября - Димитриевская родительская суббота.
28 ноября - начало
Рождественского поста
- время усиленного молитвенного обращения к Богу и
воздержания от пищи животного происхождения. Существуют однодневные
и многодневные посты. Однодневные посты установлены: в среды и
пятницы всего года, за исключением нескольких недель - сплошных
седмиц; а также в праздник Воздвижения Креста Господня, день
Усекновения главы Иоанна Предтечи и сочельники. Многодневные посты:
Великий пост; Петровский - начинается через неделю после праздника
Троицы и кончается днем апостолов Петра и Павла (12 июля); Успенский
- с 1 (14) августа по Успение Богородицы 15 (28) августа;
Рождественский - с 15 (28) ноября по рождественский сочельник 24
декабря (6 января). Великий пост, а также посты в среды и пятницы
являются каноническими - см. 69 правило св. Апостолов. Остальные
посты являются уставными, т.е. введенными в практику через
монастырский устав, впоследствии распространившийся и на мирян.
Накануне однодневных постов и в течение многодневных не совершается
венчание. |
|
|