ПОКАЯНИЕ
ЦАРЯ МАНАССИИ
Манассия, ветхозаветный царь евреев, совершил столько грехов пред Богом,
сколько вряд ли совершал кто-либо еще. В течение пятидесяти двух лет он
силой заставлял народ поклоняться идолам и бесам, приказывая евреям
отречься от Бога. И отреклись от Бога и он сам, и дети его, и вся его
семья. А тех, кто не хотел поклоняться идолам и приносить жертву
демонам, он сживал со свету в самых жестоких мучениях.
Итак, этот царь совершил столько грехов, что и выразить этого
невозможно. Но Пресвятой Бог, желая проявить глубину Своего милосердия и
безграничную жалость к людям, привел Своими судьбами Манассию к
покаянию. И как же?
Этот царь, хоть и был очень плохим, но происходил из благого рода. Отец
его, Езекия, царь, благоугодивший Богу, жил во времена пророка Исаии
(см. 4 Цар. 18–20). Думаю, это он умолил Бога обратить своего сына,
отторгнувшегося от Творца неба и земли. И как же Бог обратил его? А вот
как.
Видя злобу и неверие Манассии и таковое помрачение ума его — что он не
только сам отошел от Бога, но и весь народ завел в погибель, принуждая
его отречься от Бога, — Он, знающий, как привести к покаянию каждого,
надел на него узду и затянул поводья, как сказано в Псалтири: «броздами
и уздою челюсти их востягнеши, не приближающихся к Тебе» (Пс. 31:9).
Так произошло и с этим царем. Ибо если бы Бог оставил его так, то он
никогда бы не покаялся сам. Но Бог послал из Вавилона бояр царя Асура с
большим войском, и они захватили Иерусалим, а царя Манассию увели в
рабство (см. 2 Пар. 33:11). Связали они его и бросили в крошечную
клетку, в которой он не мог даже распрямиться в полный рост. И прикована
была голова его к ногам двумя медными цепями. И бросили его в эту
клетку, где он не мог даже приподнять голову, но все время лежал
неподвижно, свернутый калачиком.
Царь Асур думал, что он протянет так с неделю или и того меньше, и давал
ему еду лишь два раза в неделю — хлеба из отрубей да воды. И всё
спрашивал царь Вавилонский слуг своих:
— Не умер еще царь Манассия ?
— Не умер, Ваше Величество. Он еще жив и шевелится в своей клетке! Что
за невидаль!
И прожил царь в этой клетке, скованный цепями, не неделю и не месяц, и
даже не десять месяцев, а более семи лет. И жуткое это было чудо —
видеть человека, закованного голова к ногам, подавать ему мало-мальски
воды да хлеба из отрубей пару раз в неделю, а он всё живет и живет.
И от царя этого, у которого Бог не пожелал отнять искру жизни, от
таковых мучений, страданий и наказаний, которые он перенес там в столь
горькой скорби, осталась одна кожа да кости. Представьте себе, каково
ему было там. И вот тогда он вспомнил о Боге и сказал себе: «Бог навел
на меня это мучение и наказание за то, что я прогневал Его — и сам
отвернулся от Него, и народ Божий принудил приносить жертву идолам!»
И он думал в сердце своем: «Коль Бог сохранил меня доныне в живых, то
чего же Он хочет от меня? Конечно же, Он хочет моего спасения!»
И тогда он возопил из глубины души, стал проливать слезы и горячо
молиться Богу: «Господи Боже Авраамов, Исааков и Иаковлев, Боже неба и
земли! Господи Боже, коли Ты сотворил милость со мною, столько лет не
позволяя мне умереть, но мучиться в этих тяжких цепях, и не обрывая
ниточку жизни во мне, то, видно, Ты ждешь моего обращения к Тебе.
Я не могу, Господи Боже мой, преклонить колен моих, не могу припасть к
земле, ибо скован этими тяжкими цепями железными и медными, свернувшими
меня в кольцо, голова к ногам, и молиться Тебе.
Не могу я класть поклонов, не могу рассыпаться в прах, ибо я закован. Но
молю Тебя, Господи Боже, и преклоняю колени сердца моего: вспомни,
Господи, что если Ты сотворишь милость с праведниками, то это будет
неудивительно. Ты не положил покаяния Аврааму, Исааку, Иакову и колену
его праведному, а назначил покаяние грешникам.
Посему, Господи Боже, если Ты сотворишь милость со мною, если взглянешь
на сердце мое и обратишь меня к покаянию, если простишь меня со всеми
грехами моими, которых больше, нежели песка на берегу морском, тогда
явлено будет, Господи, сколь неизреченна милость Твоя и непостижима
благость Твоя…»
И когда он молился так из глубины души и проливал потоки слез с великой
болью в таковых мучениях своих, Пресвятой Бог вспомнил о нем и положил
на мысль царю тому, по имени Асур, снять с него цепи и выпустить из
клетки, из этого страшного его узилища.
И когда его выпустили, то он, поскольку очень долго был скован цепями,
стал кувыркаться и катиться колесом. Кости его скруглились, и он не мог
более выпрямиться. Представьте себе, как же жалко было видеть человека,
свернутого калачиком, одна кожа да кости! Подумайте, какая жалость!
И заплакали язычники вавилонские, говоря:
— И в этом человеке еще теплится жизнь? Да человек ли вообще это
существо?
Тогда дали ему свободу и начали подкармливать понемножку, ухаживали за
ним, и через несколько месяцев он встал на ноги. И как только он
поднялся и поправился, царь Вавилонский сказал:
— Бог, Которому он поклоняется, простил его ради его столь сильного
раскаяния! — и направил его назад в Иерусалим, чтобы ему снова быть там
царем.
И Манассия опять воцарился и привел весь народ к богопочитанию, совершая
всякие добрые дела, какие только мог, до самого конца своей жизни и
написал ту великую молитву, которую мы читаем сейчас на Великом
повечерии и которая называется молитвой Манассии, царя Иудейского.
В Священном Писании молитва царя Манассии находится в конце 2-й книги
Паралипоменон. Великое повечерие совершается вечером в первые четыре дня
Великого поста — в понедельник, вторник, среду и четверг, на нем
читается Великий покаянный канон прп. Андрея Критского.
Ты видел премудрость Божию? Ты слышал, что вершит Бог? Царя-язычника,
грехи которого превзошли числом звезды небесные и песок морской, Он
обратил в царя святого, потому что тот раскаялся из глубины души, пролил
горькие слезы и страдал столько лет в таком посте, мучении и боли! Но
тем не менее он не потерял надежду на милость Божию. Архимандрит Клеопа (Илие)
Икона Божией Матери «Прибавление ума»
Особенность иконы заключается в том,
что Пресвятая Богородица и Младенец изображены спеленутыми вместе
богослужебным облачением – фелонью. В начале XX века русский
исследователь Андрей Александрович Титов установил, что прототипом иконы
Божией Матери «Прибавление Ума» послужила статуя Богоматери из итальянского
города Лорето.
Сохранилось предание, что икона с названием «Прибавление Ума» была написана
одним иконописцем после видения Божией Матери, по Ее указанию, в XVII веке.
Этот чудотворный образ обстоятельно описал в своем исследовании А. А. Титов.
Старинное сказание о древней чудотворной
иконе записано им со слов настоятеля Крестовоздвиженского собора города
Романова (ныне - Тутаев) протоиерея Владимира Мирославского:
В ближайшее время после патриарха Никона жил в Москве один благочестивый
человек. Много он читал книг церковных Иосифовского времени, а потом стал
читать книги, исправленные патриархом Никоном… Стал он много думать и
размышлять: будет ли он прав пред Богом, и каким книгам нужно следовать ему,
чтобы спастись; долго он думал, но решить вопроса не мог и сошел с ума.
Когда возвращалось к нему сознание, он молился Божией Матери, чтобы она
возвратила ему разум… Последовало ему видение Божией
Матери. Она заповедала ему написать образ в том виде, как Она явилась ему, и
молиться пред ним, и обещала, что если он исполнит это, будет здоров.
Человек тот был иконописец. После видения, когда возвращалось к нему
сознание и прояснялся рассудок, он принимался писать образ Божией Матери. Но
так как видение было кратко, то он забывал, как писать образ. Тогда он снова
молился Богоматери и продолжал писать так, как внушал ему Бог. Таким образом
он написал икону и назвал ее «Прибавление Ума Пресвятой Богородицы». Написанное русскими мастерами изображение
Лоретской Богоматери вобрало в себя черты явленной в России иконы и
позаимствовало ее имя "Прибавление Ума". Понятным становится необычность
одеяния Богоматери с Младенцем на московской иконе – это далматик Лоретской
статуи. Объясняются и архитектурные детали иконы в виде арки в верхней части
образа и светильников – это изображение богато украшенной ниши, в которой
помещается скульптурный образ Лоретской Богоматери. Память о первообразе
сохранилась в почитании на Руси иконы Божией Матери с наименованием "Лоретская". Чудотворная икона Богоматери "Прибавление
Ума", написанная на холсте, находится в Покровском храме города
Романова-Борисоглебска (сейчас - Тутаев). В литературе XIX века указывается,
что в Рыбинске, в Спасо-Преображенском соборе, также имелась икона такого
наименования. Другой чудотворный образ Пресвятой Девы "Прибавление Ума"
начала XVIII века находится в Московской Тихвинской церкви в Алексеевском.Источник
Притча
Как-то, один старичок
совсем обеднел и решил написать письмо Богу. Пишет он, значит:
- Господи! Прошу Тебя, помоги мне! Пришли мне, пожалуйста, сто рублей, чтобы
я, хотя бы, хлебушка смог себе купить, а то совсем ничего не осталось...
На конверте в поле "Кому" он написал только "На Небо, Господу Богу", а
обратный адрес написал полностью, чтобы Бог не перепутал, если что…
Вот пришло письмо на почту, а там, шокированные почтальоны передали это
письмо в соответствующие органы, всем известные. Через пару дней вызывают
этого старичка туда и говорят ему:
- Да как ты мог?! Ты что?! В то время, когда наши космические корабли
бороздят просторы Вселенной... ты Богу письма пишешь?!
Старичок только молчит. Ну что он может сказать?
- Вот, даю тебе пятьдесят рублей. Это яяяя тебе даю, понял? Я, а не Бог,
потому что Его нет! Все, можешь идти!
Ну, старичок и пошел. А через несколько дней, в эти же органы, передают еще
одно письмо. Опять "Господу Богу", опять тот же адрес. И вот что там было
написано:
- Господи, я благодарю Тебя за то, что Ты дал мне эти пятьдесят рублей. Но в
следующий раз, когда будешь передавать мне деньги, не передавай, пожалуйста,
через этих людей, а то они половину себе забрали!
Небольшие притчи, в которых есть мораль — прекрасный повод отвлечься от
суеты. Они хороши тем, что не нужно тратить много времени на чтение.