Сайт Свято-Ильинского храма создан по благословению ныне почившего Архиепископа Максима |
|||
|
Новоначальным
Крещаемому Таинство Крещения установлено Господом нашим Иисусом Христом для того, чтобы возродить потерянное людьми единение с Богом. Каждый человек, принимающий крещение, получает благодать Духа Святого, очищающего его от всех наследственных и личных грехов. В это время таинственно происходит акт соединения крещаемого с Церковью Христовой. Приготовление к крещению В течение последних столетий в практике Церкви крещение совершается почти исключительно над младенцами. Таинство крещения сохранило ту же форму и структуру, которые имели место во времена, когда большинство крещаемых составляли взрослые. В далеком прошлом таинство крещения совершалось в Пасхальную ночь и составляло органическую часть ежегодного празднования Пасхи. Мало кто знает, что пасхальное богослужение развилось из крещального. Обряд состоит из нескольких частей: а) Приготовительная часть обряда. Эта, сравнительно короткая в настоящее время часть обряда. В прошлом приготовление к крещению длилось от года до трех лет. Готовившиеся к крещению (катехумены или оглашенные) постепенно вводились в жизнь церкви посредством специальных обрядов, таких как экзорцизм, участия в молитвах, обучения их Священному Писанию и т.п. В этом приготовлении участвовала вся община, которая таким образом сама готовилась к принятию новых членов. Это дало начало длительному предпасхальному периоду, который мы называем Великим Постом. б) Оглашенные. В ранней Церкви взрослого человека, пожелавшего стать христианином, приводили к епископу (священнику) местной Церкви его восприемники, т.е. члены общины, которые свидетельствовали о серьезных и искренних намерениях новообращенного. В настоящее время, когда крестят младенцев, восприемники (крестные родители) берут на себя ответственность за их духовное воспитание и обязательно должны быть верующими православными христианами. Священник вносил имя в список оглашенных («Книга жизни» или «Книга Небес» св. Иоанн Златоуст). Затем он трижды осенял крестным знамением новообращенного и возлагал руку на его голову. Этот первоначальный ритуал называвшийся зачислением, означал, что Христос принимает его и вносит в Книгу Жизни. Сейчас эти действия составляют первый шаг чинопоследования крещения, и их смысл выражается в первой молитве «Во еже сотворити оглашенного»: «О имени Твоем, Господи Боже Истины, и Единородного Твоего Сына, и Святаго твоего Духа, возлагаю руку мою на раба твоего…Далее в читаемой молитве, даются действительные измерения и истинное содержание обращения. Обращение – это бегство от темноты и отчаяния. Человек приходит к Христу, чтобы спастись. И первое священнодействие крещального обряда – это акт защиты, прибежища. Ибо скоро предстоит смертельная схватка, и в первой же молитве говорится об ее крайней серьезности. Спасение, восстановление жизни, дар жизни вечной – таковы те стороны крещения, которые приоткрываются нам в этом первом приготовительном обряде. в) Наречение имени. Изгнание нечистых духов. Таинство крещения начинается с наречения имени, которое дается в честь одного из святых Православной Церкви. В то самое мгновение, когда мы примем решение идти за Христом, мы неминуемо встретим на этом пути сатану. В крещальном чине, который есть акт освобождения и победы, прежде всего, совершается изгнание нечистых духов (или запрещение сатаны), поскольку на нашем пути к крещальной купели мы неизбежно сталкиваемся с темной фигурой, которую нужно прогнать. Запрещение сатаны есть начало борьбы, длящейся всю христианскую жизнь. Мы обращаемся к сатане! По словам св. Иоанна Златоуста, это «устрашающие и удивительные» заклинания, действие «пугающей и ужасающей» силы, которое рассеивает и уничтожает злую власть демонического мира: «Запрещает тебе, диаволе, Господь пришедый в мир, и вселивыйся в человецех, да разрушит твое мучительство, и человеки измет…» Это запрещение поистине являет и творит действенную силу, потому как произносится во имя Христа, и сделал человеческие слова Своими. Изгнав злую силу, священнослужитель совершает следующую молитву: «…Призри на раба Твоего, взыщи, испытуй и отжени от него вся действа диаволя… Освобождение от демонической власти – начало восстановления человека. Изгоняя нечистых духов из оглашенного, священник согласно указанию, «дует на уста его, на чело и на перси», акт освобождения имеет не только духовный характер, но и физический; он восстанавливает жизнь как зависимость от Бога, изначально данную Богом человеку. Священник продолжает: «Изжени из него всякого лукавого и нечистого духа, сокрытого и гнездящегося в сердце его…» Изгнание нечистых духов завершено. Человек восстановлен как свободное существо. После этого человек, как имеющий свободу в своем выборе, выбирает Бога. Это следующая ступень крещального чина. г) Отречение от сатаны. В древности этот обряд, а также следующие за ним исповедание Христа, совершались в Страстную Пятницу или в Великую Субботу. Они составляли завершение приготовления к крещению. В настоящее время оба обряда совершаются сразу после эсзорцизма. «И совлечену и отрешену крещаемому. Обращает его священник на запад, горе руце имуща…» Запад – сивол тьмы, местопребывания сатаны. Крещаемый не боится стать с ним лицом к лицу. Это обращение – акт свободы, первое свободное действие человека, избавленного от рабства сатане. Теперь он знает, что был пленником и отбросил все принадлежащее сатане. «Отрицаеши ли ся сатаны, и всех дел его, и всех ангел его, и всего служения его, и вся гордыни его? И отвещает оглашенный или восприемник его, и глаголет: Отрицаюся.» ( вопрос и ответ повторяются трижды). «Отреклся ли еси Сатаны? И отвещает оглашенный или восприемник его: Отрекохся.» ( вопрос и ответ повторяются трижды). «Также глаголет священник: И дуни, и плюни на него». Этот обряд возник во времена идолопоклонничества. Оглашенный не только знал, от чего он отрекается, он осознавал также к какой трудной жизни обязывает его это отречение. И можно не сомневаться, что сатана не забудет этого отречения, этого вызова Война объявлена, исход которой – либо вечная жизнь, либо гибель. д) Исповедание верности Христу. «И сие сотворшу, обращает его священник к востоку, доле руце имуща…» Поворот к востоку означает обращение ко Христу, Свету мира. Затем крещаемый исповедует верность Христу. «Сочетаваеши ли ся Христу? И отвещает оглашенный или восприемник, глаголя: Сочетаваюся. (Вопрос и ответ повторяются трижды) «Сочетался ли еси Христу? И отвещает: Сочетахся. И веруешь ли Ему? Верую Ему, яко Царю и Богу.» Это решение или присяга принимаются раз и на всегда. Это решение христиане называют верой. Прежде всего оно означает доверие, полную отдачу тому, за кем следуешь. е) Исповедание веры. В этой части крещаемым или восприемниками читается Символ веры. Теперь приготовления подошли к концу. Все готово к совершению великого действа: смерти и воскресения по образу смерти и воскресения Христа.
Крещение.
Печать дара Духа Святого
Шествие
Обряды восьмого дня
Воцерковление
|
||
|