Сайт Свято-Ильинского храма создан по благословению ныне почившего Архиепископа Максима

 











 
 

 

                         Новоначальным
                                    Крещаемому
       Таинство Крещения установлено Господом нашим Иисусом Христом для того, чтобы возродить потерянное людьми единение с Богом. Каждый человек, принимающий крещение, получает благодать Духа Святого, очищающего его от всех наследственных и личных грехов. В это время таинственно происходит акт соединения крещаемого с Церковью Христовой. Приготовление к крещению
      В течение последних столетий в практике Церкви крещение совершается почти исключительно над младенцами. Таинство крещения сохранило ту же форму и структуру, которые имели место во времена, когда большинство крещаемых составляли взрослые. В далеком прошлом таинство крещения совершалось в Пасхальную ночь и составляло органическую часть ежегодного празднования Пасхи. Мало кто знает, что пасхальное богослужение развилось из крещального. Обряд состоит из нескольких частей:
      а) Приготовительная часть обряда.
      Эта, сравнительно короткая в настоящее время часть обряда. В прошлом приготовление к крещению длилось от года до трех лет. Готовившиеся к крещению (катехумены или оглашенные) постепенно вводились в жизнь церкви посредством специальных обрядов, таких как экзорцизм, участия в молитвах, обучения их Священному Писанию и т.п. В этом приготовлении участвовала вся община, которая таким образом сама готовилась к принятию новых членов. Это дало начало длительному предпасхальному периоду, который мы называем Великим Постом. 
      б) Оглашенные.
      В ранней Церкви взрослого человека, пожелавшего стать христианином, приводили к епископу (священнику) местной Церкви его восприемники, т.е. члены общины, которые свидетельствовали о серьезных и искренних намерениях новообращенного. В настоящее время, когда крестят младенцев, восприемники (крестные родители) берут на себя ответственность за их духовное воспитание и обязательно должны быть верующими православными христианами.
      Священник вносил имя в список оглашенных («Книга жизни» или «Книга Небес» св. Иоанн Златоуст). Затем он трижды осенял крестным знамением новообращенного и возлагал руку на его голову. Этот первоначальный ритуал называвшийся зачислением, означал, что Христос принимает его и вносит в Книгу Жизни. Сейчас эти действия составляют первый шаг чинопоследования крещения, и их смысл выражается в первой молитве «Во еже сотворити оглашенного»:
      «О имени Твоем, Господи Боже Истины, и Единородного Твоего Сына, и Святаго твоего Духа, возлагаю руку мою на раба твоего…Далее в читаемой молитве, даются действительные измерения и истинное содержание обращения. Обращение – это бегство от темноты и отчаяния. Человек приходит к Христу, чтобы спастись. И первое священнодействие крещального обряда – это акт защиты, прибежища. Ибо скоро предстоит смертельная схватка, и в первой же молитве говорится об ее крайней серьезности. Спасение, восстановление жизни, дар жизни вечной – таковы те стороны крещения, которые приоткрываются нам в этом первом приготовительном обряде.
      в) Наречение имени. Изгнание нечистых духов.
       Таинство крещения начинается с наречения имени, которое дается в честь одного из святых Православной Церкви.
      В то самое мгновение, когда мы примем решение идти за Христом, мы неминуемо встретим на этом пути сатану. В крещальном чине, который есть акт освобождения и победы, прежде всего, совершается изгнание нечистых духов (или запрещение сатаны), поскольку на нашем пути к крещальной купели мы неизбежно сталкиваемся с темной фигурой, которую нужно прогнать. Запрещение сатаны есть начало борьбы, длящейся всю христианскую жизнь.
      Мы обращаемся к сатане! По словам св. Иоанна Златоуста, это «устрашающие и удивительные» заклинания, действие «пугающей и ужасающей» силы, которое рассеивает и уничтожает злую власть демонического мира: «Запрещает тебе, диаволе, Господь пришедый в мир, и вселивыйся в человецех, да разрушит твое мучительство, и человеки измет…» Это запрещение поистине являет и творит действенную силу, потому как произносится во имя Христа, и сделал человеческие слова Своими. Изгнав злую силу, священнослужитель совершает следующую молитву: «…Призри на раба Твоего, взыщи, испытуй и отжени от него вся действа диаволя…
      Освобождение от демонической власти – начало восстановления человека. Изгоняя нечистых духов из оглашенного, священник согласно указанию, «дует на уста его, на чело и на перси», акт освобождения имеет не только духовный характер, но и физический; он восстанавливает жизнь как зависимость от Бога, изначально данную Богом человеку.
      Священник продолжает: «Изжени из него всякого лукавого и нечистого духа, сокрытого и гнездящегося в сердце его…»
      Изгнание нечистых духов завершено. Человек восстановлен как свободное существо. После этого человек, как имеющий свободу в своем выборе, выбирает Бога. Это следующая ступень крещального чина.
      г) Отречение от сатаны.
      В древности этот обряд, а также следующие за ним исповедание Христа, совершались в Страстную Пятницу или в Великую Субботу. Они составляли завершение приготовления к крещению. В настоящее время оба обряда совершаются сразу после эсзорцизма.
      «И совлечену и отрешену крещаемому. Обращает его священник на запад, горе руце имуща…»
      Запад – сивол тьмы, местопребывания сатаны. Крещаемый не боится стать с ним лицом к лицу. Это обращение – акт свободы, первое свободное действие человека, избавленного от рабства сатане. Теперь он знает, что был пленником и отбросил все принадлежащее сатане.
      «Отрицаеши ли ся сатаны, и всех дел его, и всех ангел его, и всего служения его, и вся гордыни его?
      И отвещает оглашенный или восприемник его, и глаголет:
      Отрицаюся.»
      ( вопрос и ответ повторяются трижды).
      «Отреклся ли еси Сатаны?
      И отвещает оглашенный или восприемник его:
      Отрекохся.»
      ( вопрос и ответ повторяются трижды).
      «Также глаголет священник:
      И дуни, и плюни на него».
      Этот обряд возник во времена идолопоклонничества. Оглашенный не только знал, от чего он отрекается, он осознавал также к какой трудной жизни обязывает его это отречение. И можно не сомневаться, что сатана не забудет этого отречения, этого вызова Война объявлена, исход которой – либо вечная жизнь, либо гибель.
      д) Исповедание верности Христу.
      «И сие сотворшу, обращает его священник к востоку, доле руце имуща…»
      Поворот к востоку означает обращение ко Христу, Свету мира.
      Затем крещаемый исповедует верность Христу.
      «Сочетаваеши ли ся Христу?
      И отвещает оглашенный или восприемник, глаголя:
      Сочетаваюся.
      (Вопрос и ответ повторяются трижды)
      «Сочетался ли еси Христу?
      И отвещает:
      Сочетахся.
      И веруешь ли Ему?
      Верую Ему, яко Царю и Богу.»
      Это решение или присяга принимаются раз и на всегда.
      Это решение христиане называют верой. Прежде всего оно означает доверие, полную отдачу тому, за кем следуешь.
      е) Исповедание веры.
      В этой части крещаемым или восприемниками читается Символ веры.
      Теперь приготовления подошли к концу. Все готово к совершению великого действа: смерти и воскресения по образу смерти и воскресения Христа.

Крещение.
       а) Освящение воды
      Крещение начинается с торжественного освящения воды, потому что именно вода открывает нам значение крещения. Вода является одним из древнейших религиозных символов. Вода символ чистоты, очищения, обновления, первозданности. Этот символ присутствует во многих библейских повествованиях о творении, грехопадении и спасении. Мы находим ее как средство очищения, покаяния и прощения в крещении св.Иоанна Предтечи, в погружении Христа в воды Иордана, в Его наставлении «идите и креститесь…»
      б) Молитва священника о себе.
       Молитва священника напоминает нам о той ответственности, о нашей всеобщей зависимости в отношении духовного роста друг от друга. Что крещение не сама цель , а лишь начало процесса, в котором решающую роль должна сыграть вся община и в особенности пастырь.
       в) Елей радования и помазание елеем
      После того как вода освящена, она помазуется елеем. В предшествующем крещению помазании елеем воды и тела крещаемого елей служит, прежде всего, символом жизни, радости и примирения человека с Богом и в Боге с миром. И снова совершается тоже последование, что и при освящении воды.
       г) Центральная часть Таинства.
      Разоблачение оглашенного перед крещением знаменует его отречение от «ветхого человека» и от греховной жизни.
      Трехкратное погружение в воду с произнесением крещальной формулы: «Крещается раб Божий (имя) во имя Отца (погрузить в воду или окропить ей) аминь, и Сына (погрузить в воду или окропить ей) аминь, и Святаго Духа (погрузить в воду или окропить ей) аминь».
      Погружение крещаемого символизирует его погребение со Христом, а изъятие из воды – знак воскресения вместе с Господом. Во время Таинства происходит сошествие Святого Духа на крещаемого и соединение с Богом.
      На крещаемого возлагается белая одежда, которая в литургических текстах именуется как блистающая риза, как одежда нетления и крест, символизируя чистоту души после крещения и веру в Иисуса Христа.

Печать дара Духа Святого
      Миропомазание есть не только органическая часть крещального таинства: оно совершается как исполнение крещения. Таинственным образом Дары Святаго Духа преподаются крещаемому. Помазывая разные части тела святым миром, священник произносит: «Печать дара Духа Святаго». В конце первого века Таинство миропомазания, которое Апостолы совершали через возложение рук, стало совершаться через помазание святым миром по примеру ветхозаветной Церкви, так как Апостолы не успевали выполнять его сами. Святым миром назывался особенным образом приготовленный и освященный состав из благовонных веществ и елея. Миро освящали сами Апостолы, теперь его освящает Патриарх как первый епископ Церкви. Помазание могут совершать священники по поручению епископов.

Шествие
      Сразу после миропомазания, новокрещенные в белых одеждах со свечами в руках вместе со священником обходят трижды купель. Форма круга бесконечна и хождение вокруг символизирует вступление на путь бесконечности Божества. Троекратность обхождения совершается в честь Живоночальной Троицы и также есть ключом к связи с древним Пасхальным богослужением, когда первые христиане вместе с новокрещенными совершали крестный ход вокруг храма и подходили к закрытым вратам. Открытие врат для крещаемых в то время имело важный смысл. «Вход в Церковь» и участие в Евхаристии было началом празднования Церковью Христова Воскресения и присоединение к общине, реальное единение с людьми, которые составляют между собой единое братство.

Обряды восьмого дня
       Обряды восьмого дня совершаются сразу после шествия.
       а) смывание святого мира.
       В ранней Церкви обряды восьмого дня совершались в следующее после Пасхи воскресение. В течении недели новокрещенные ежедневно собирались в храме , слушая поучения и объяснения Евхаристии т.е. для послекрещальной катехизации.
       Первый обряд, приготовляющий новокрещенного к этой борьбе, есть смывание  с тела святого мира и чтение молитвы о прошении в защите, помощи, о даровании верности, терпения. «Оправдался еси. Просветился еси. Освятился еси. Омылся еси именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего…»
       Теперь новокрещенный готов встретить лицом к лицу мир, встать на путь долгой борьбы.
       б) пострижение.
       Последний обряд – это пострижение волос.  Пострижение всегда было символом послушания и жертвы. Это первая свободная  и радостная жертва человека Богу.
       Итак, крещальное чинопоследование совершено. Теперь должна начаться новая жизнь во Христе.

 

Воцерковление
      В сороковой день после крещения мать приносит ребенка в храм для воцерковления, отдавая его под вечный покров и защиту Господа. Если обряд совершался над мальчиком, священник подносит его к Царским вратам и прикладывает к иконам Иисуса Христа и Богородицы. Затем заносит крещаемого в алтарь, произнося: «Воцерковляется раб Божий (имя), во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Если воцерковляется девочка, она подносится к Царским вратам и прикладывается к иконам, но в алтарь не заносится.
      Крещение приводит нас в Церковь, а Церковь приводит нас к Христовой трапезе и делает нас участниками Спасения, уготованного Богом и исполненного во Христе.

 

 




Hosted by uCoz