Сайт Свято-Ильинского храма создан по благословению ныне почившего Архиепископа Максима

Рождественский пост
 











 
Полезные
программы для
православных

     Первый пост в церковном году – Рождественский или Филиппов пост, заканчивающийся праздником Рождества Христова. Пост длится с 28 ноября по 6 января включительно ( 6 января сочельник – строгий пост).
     Христианам предоставляется возможность снова начать духовную борьбу, очистить свое сердце и душу покаянием и усердной молитвой. Постящиеся чаще должны посещать богослужения, творить милостыню, посещать немощных, читать духовную литературу, уделять большее время для духовного развития, как себя , так и своих детей. Православный человек должен стать примером для неверующих, усерднее соблюдать Заповеди Божии, сохранять чистоту сердца.
     В праздник Рождества принято дарить друг другу подарки и будет правильно, если каждый из нас преподнесет в подарок младенцу Иисусу Христу на Его Рождество чистое сердце и покаяние. Для этого нам дано благодатное время поста.
     Прежде всего надо помнить, что пост это не диета, а лекарство от духовных заболеваний.

Введение во храм Пресвятой Богородицы

     4 декабря Русская Православная Церковь торжественно отмечает Введение во храм Пресвятой Богородицы - великий двунадесятый праздник, последний в уходящем году и первый в Рождественском посту. С него начинается подготовка к предстоящему Рождеству Христову. О событии праздника, его смысле и значении мы узнаем из Церковного предания, сохраняемого в творениях святых отцов, богослужебных текстах, песнопениях. Подробнее...

***

     Указания христианину о посте могут сильно разниться в зависимости от состояния здоровья тела христианина. Оно может быть в полном здоровье у молодого человека, не совсем здорово у пожилого или при серьезной болезни. Отсюда и указания церкви о соблюдении постов (по средам и пятницам) или в периоды многодневных постов (Рождественского, Великого, Петрова и Успенского) могут сильно разниться в зависимости от возраста и физического состояния здоровья человека. Все указания в полной мере относятся лишь к физически здоровому человеку. При физических болезнях или для престарелых людей к указаниям следует отнестись внимательно и рассудительно.
     Как часто можно встретить пренебрежение к посту, непонимание его значения и сущности.
     Христианин в первую очередь должен думать не о теле, а о своей душе и беспокоиться о ее здоровье. И если бы он действительно стал думать о ней, то он радовался бы посту, в котором вся обстановка направлена на исцеление души, как в санатории — на исцеление тела.
     Время поста — «это время особенно важное духовной жизни, это «время благоприятное, день спасения» (2 Кор. 6, 2).
     Если душа христианина тоскует по чистоте, ищет душевного здоровья, то она должна постараться как можно лучше использовать это полезное для души время.
     Вот почему среди истинных боголюбцев принято взаимное поздравление с наступлением поста.
     Но что такое пост по существу? И не бывает ли самообмана среди тех, кто считает нужным исполнять это лишь по букве, но не любит его и тяготится им в сердце своем? И можно ли назвать постом только соблюдение одних правил о не вкушении скоромного в постные дни?
     Будет ли пост постом, если, кроме некоторого изменения в составе пищи, мы не будем думать ни о покаянии, ни о воздержании, ни об очищении сердца через усиленную молитву?
     Нужно полагать, что это не будет постом, хотя все правила и обычаи поста будут соблюдены. Прп. Варсонофий Великий говорит: «Пост телесный ничего не значит без духовного поста внутреннего человека, который состоит из предохранения себя от страстей. Сей пост внутреннего человека приятен Богу и вознаградит для тебя недостаток телесного поста» (если ты не можешь соблюдать последний, как бы хотел).
     О том же говорит и св. Иоанн Златоуст: «Кто ограничивает пост одним воздержанием от пищи, тот весьма бесчестит его. Не одни уста должны поститься, — нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и ноги, и все наше тело».
     Пост не есть голод. Голодает и диабетик, и факир, и йог, и заключенный в тюрьме, и просто нищий. В службах Великого Поста говорится "постимся братие, телесно, постимся и духовно". Следовательно, пост только тогда имеет религиозный смысл, когда он соединен с духовными упражнениями. Пост равен утончению. Нормальный, биологически благополучный человек не доступен влиянию высших сил. Пост расшатывает это физическое благополучие человека, и тогда он делается доступнее воздействиям иного мира, идет духовное его наполнение.
    
     По словам еп. Германа: «Пост есть сугубое воздержание, чтобы восстановить утраченное равновесие между телом и духом, чтобы вернуть нашему духу его главенство над телом и его страстями».
     Основная цель поста — изгнание из души своей лукавого духа — древнего змия. «Сей же род изгоняется только молитвою и постом»,— сказал Господь Своим ученикам.
     Господь показал нам Сам пример поста, постившись 40 дней в пустыне, откуда «возвратился в силе Духа» (Лк. 4, 14).
     Как говорит св. Исаак Сириянин: «Пост есть оружие, уготованное Богом... Если постился Сам Законоположник, то как не поститься кому-либо из обязанных соблюдать закон?..
     До поста род человеческий не знал победы и диавол никогда не испытывал поражений... Господь наш был вождем и первенцем этой победы...
     И как скоро диавол видит это оружие на ком-нибудь из людей, этот противник и мучитель тотчас приходит в страх, помышляя и вспоминая о поражении своем в пустыне, и сила его сокрушается…Кто пребывает в посте, у того ум непоколебим (Слово 30).
    
     Надо помнить, что кающемуся и скорбящему о своих грехах неприлично есть постом сладко и обильно, хотя бы и постные блюда.
     Можно сказать, что поста не будет, если человек будет вставать из-за стола с вкусными постными блюдами и чувством переобременения желудка.
     В быту русской православной семьи можно видеть строгое выполнение постных дней и постов. Даже князья и цари постились так, как теперь не постятся, может быть, и многие из монахов.
     Может ли достойно встретить праздник, которым увенчается пост, тот, кто не приобщился к посту? Нет, он почувствует себя так, как тот дерзкий в Господней притче, что осмелился прийти « не в брачной одежде», т.е. не в духовной одежде, очищенной покаянием и постом.
     Пост угоден и приятен Господу как порыв души, тянущейся к чистоте, стремящейся сбросить цепи греха и освободить дух от рабства телу.
     Заменяя скоромную пищу постной и дешевой, христианин может сократить издержки на себя. Освободившиеся средства обратить на дела милосердия.
     Лучше всего, когда постящиеся руководствуются указаниям опытных духовных руководителей.
     Господь говорит: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
     А ты, когда постишься, помажь голову свою и умой лицо твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне, и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно»
(Мф.6, 16-18).
     
( Н.Е.Пестов «Что такое пост и как правильно поститься» Сатисъ Санкт-Питербург)

Храмы города


Свято-Ильинский храм

Свято-Георгиевский храм

Софийский храм

Свято-Духов храм

Свято-Иверский храм

Никольский Собор

Часовня

Выпуски новостей

№1, апрель 2004

№2, август 2004

№3, ноябрь 2004

№4, 7 января 2005

№5, 19 января 2005

№6, Пасха 2005

№7, июнь 2005

№8, июнь 2005

№9, сентябрь 2005

№10, ноябрь 2005

№11, январь 2006

№12, январь 2006

№13, февраля 2006

№14, апрель 2006

№15, Пасха 2006

№16, июнь 2006

№17, июнь 2006

№18, август 2006

№19,ноябрь 2006



Hosted by uCoz