14 августа (н.ст.) -
Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня
В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение этого
праздника: "По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле
утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги
и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне (31 июля),
износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой
церкви (в честь Святой Софии - Премудрости Божией). С настоящего дня и далее
до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его
потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста".
В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1
августа 988 года. В "Сказании действенных чинов святыя соборныя и
апостольския великия церкви Успения", составленном в 1627 году по повелению
Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение
праздника 1 августа: "А на происхождение в день Честного Креста бывает ход
освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем".Читать
далее...
Успенский пост: христиане против философов
Пост без молитвы – диета, не больше. Диета – тоже хорошо. Облегчает плоть,
дает чувство радости жизни, и прочее, прочее. Вот скажет вам некто: «Я диету
соблюдаю, а вы поститесь. В чем разница?». А вы ему: «Ну, знаете… Ну,
понимаете…» И – ничего внятного. Тогда он ничего не узнает и ничего не
поймет. Плюс – будет уверен, что и его диета, и наш пост – нечто если не до
конца одинаковое, то очень похожее.
Горе нам. Мы не умеем ни объяснить, ни защитить свою веру. Глаза у всех
умные, а слова не те. Не в пример нам были иноки некие, которых спросили
философы: «И вы не женитесь — и мы. И вы спите на земле – и мы. И вы ходите
вечно в одной одежде, и мы – в одном плаще. Какова меж нами разница?»
Было это во времена, когда философия была не кабинетной дисциплиной, а
образом жизни. По этому критерию у нас сегодня вообще нет философов, одни…
не скажу, кто. Так вот, те монахи, к которым был обращен вопрос, ответили:
«По внешним признакам вы и мы отличаемся мало. Но мы уповаем на Бога и
пребываем в благодати».
Читать далее...
Тайна Преображения Спасителя и тайна спасения
На Своем Богочеловеческом пути в мире сем Господь Иисус Христос провёл Свое
человеческое естество и через Преображение как через необходимое событие
Своего Божественного домостроительства спасения человеческого рода.
Преобразившись на Фаворе, Господь показал, что преображение человеческого
естества Божественным — непременное условие в Богочеловеческом подвиге
спасения мира от греха, зла и смерти. Ведь спасение невозможно без
преображения человеческого естества Богом из греховного в святое, из худого
в доброе, из смертного в бессмертное. Спасение, собственно, и состоит во
всестороннем преображении человеческого естества Богом.
Как и всё присущее Спасителю, Его Преображение имеет общечеловеческое
значение, ибо Он, по слову святого Прокла, «преобразился не просто так, а
для того чтобы явить нам грядущее преображение естества». Как новый
Родоначальник Спаситель на Фаворе показывает, через какое преображение
должно пройти человеческое естество на своем пути освящения, обожения,
спасения.
Читать далее...
|