Возвращение блудного сына: картины
и иконы Перед Великим постом в Церкви
вспоминают притчу Христа о блудном сыне.
У одного человека было два сына. Младший из них сказал отцу: “Отец! дай
мне следуемую мне часть имения”. Отец исполнил его просьбу. По
прошествии немногих дней, младший сын, собрав все, пошел в дальнюю
страну и там, живя распутно, растратил все свое имущество.
Читать далее...
Подросток, который не
хочет в храм
Ребенок-мечта в воскресенье за час до Литургии выскакивает из-под
теплого одеяла, бежит чистить зубы и уже через 15 минут причесанный,
одетый и в начищенной обуви томится перед входной дверью в ожидании
поскорее выйти в храм.
Ребенок-реальность, с головой укутавшись и зарывшись под подушку, на вот
уже 45-минутные уговоры подниматься и идти в церковь отвечает
ожесточенной имитацией крепкого сна.
Что делать? Все советуют: лучшее средство — личный пример. Но 13-летние
поступают как раз наоборот. Как вести диалог с церковным подростком,
если ему вдруг надоело поститься, причащаться, ходить в храм?
Уговаривать, приказывать или оставить в покое?
Читать далее ...
Неизвестное Сретение
«Сретение» – по-русски «встреча». Сегодня это достаточно известно. Что
так называется один из двунадесятых православных праздников – это тоже
знают в наше время многие. Что это богородичный праздник – знают
немногие из тех, кто знает о существовании самого праздника, но и это не
беда. Беда в другом: многие из «многих» не задумываются о себе в свете
этого праздника.
Конечно, любой церковный праздник – повод в его свете рассмотреть свою
душу на предмет, не торчит ли что не там, не запачкано ли, все ли на
месте, но Сретение по-своему выделяется среди других в силу своего
содержания: встреча человеком – Бога.
Каждый верующий знает, что нам надлежит явиться на Его Суд, а из притчи
об этом Суде, который в обиходе принято называть «страшным», нам
известно, что встреча на Суде и ее исход определяется встречей (вернее,
встречами) со Христом в лице Его «братьев меньших» (Мф. 25; 31 – 46).
Собственно говоря, это своего рода такие предварительные «суды». Не в
смысле осуждения, нет. Бог не стремится нас подловить, чтобы вывернуть
изнанку нашей души и найти повод сказать, что никогда не знал нас.
Отнюдь. Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины»
(1 Тим. 2; 4).
Да, каждая встреча со Христом в облике Его «младшего» брата или сестры –
это «проверка на вшивость», но не в том провокационном смысле, как это
выражение обычно понимают. Не для того Господь нас помещает в ситуации
морального выбора, чтобы мы пали, и уж всяко не для того, чтобы унизить
в наших же собственных глазах, а потом «ни за что» кого-то из общей
«погибшей массы» помиловать (как понимают некоторые инославные братья
предопределение ко спасению). Апостол Павел, говоря о том, чего хочет
Бог, упоминает о спасении в первую очередь, как о главной цели, а о
познании истины – во вторую, как о цели промежуточной, задаче,
необходимой для спасения и в то же время, осуществляемой в процессе и по
мере осуществления спасения.
Читать далее ..
ПАТРИАРХ ПАВЕЛ. СВЯТОЙ НАШИХ ДНЕЙ
Патриарх Павел (1914–2009) еще при жизни почитался многими как
святой. О его духовных прозрениях знали современники, о нестяжательстве
его слагали легенды. Еще при жизни его почитали за святого, и сегодня
можно видеть в храмах иконы и фрески с его изображением.
Эта книга, составленная на основе документов и свидетельств,
рассказывает о жизни человека, который до конца своих дней оставался
нищим монахом, простым, смиренным, исполненным любви. Евангелие было
единственной программой его епископского, а впоследствии и патриаршего
служения.
Патриарх Павел обладал огромным чувством юмора. Множество небольших
историй, свидетельствующих о юморе патриарха, ходили как в его стране,
так и за рубежом. Они стали настоящими апофтегмами, поскольку
большинство из них говорило о прозорливости патриарха и несло в себе
духовное поучение. Читать
далее ...
«ДАВАЙТЕ ГЛАВНУЮ РОЛЬ В СВОЕЙ ЖИЗНИ СЫГРАЕМ САМИ»
Разговор о принятии решений, ошибках и молитве
Архимандрит Андрей (Конанос)
Во всех жизненных обстоятельствах нам надо помнить: решение, которое мы
найдем, не всегда приятно, но оно, без сомнения, всегда полезно. И еще:
не всё, что приятно, является решением. Мы хотим расслабляющего нас
решения. «Пусть Бог решит мои проблемы, но чтобы сложилось всё так, как
я хочу!» – говорим мы.
– Я должен выучить 200 слов. Что мне делать?!
– Учи!
Кто-то написал мне: «Я должен выучить 200 слов и составить из них фразы.
Скажи, что мне делать, дай мне какое-нибудь решение!» Я ответил ему:
учи! Решение заключается в том, чтобы ты упражнялся. Снова и снова.
Чтобы дошел до грани усталости, но не перешел ее, не переутомился. Чтобы
ты продвинулся, насколько можешь, вперед, устал, и тогда ты принесешь
плод, и будет результат. Это измотает, но не существует другого решения
для того, кто идет на приемные экзамены, для того, кто читает и устает.
Это полезно для души, но неприятно нашему нраву. Приятно нам то, что
расслабляет. Нам хочется отдыхать, сидеть, смотреть телевизор – это
приятно. А когда надо читать по 4–5 часов и выполнять домашнюю работу,
это утомляет. Читать
далее ...
«СВЯЩЕННИК — ВРАЧ, А НЕ ВОЛШЕБНИК»
Митрополит Лимасольский Афанасий отвечает на вопросы будущих пастырей
(+ФОТО)
Мы имеем особое благословение, являясь православными христианами. Потому
что Евангелие и учение святых отцов имеет логическую последовательность,
потому что слово Божие является целительным, как медицинская наука.
Слово Божие не имеет связи ни с философией, ни с литературой, ни с
математикой. Это как искусство, которое имеет какие-то определенные
черты и может приводить к определенным результатам и плодам. Когда
Христос говорит: «Блаженны чистые сердцем, потому что они Бога узрят»,
это реальность. Реальность, которую показывает нам Церковь. Церковь
показывает нам путь и метод, как этого достичь.
Читать далее...
"Почему нас так мало?" Протоиерей
Олег Стеняев
"ДА, ИСПРАВИ МОЛИТВУ МОЮ". Песня. (Видео)
Иосиф Бродский. Сретение – читает
прот. Александр Шмеман
УБИЙСТВА ДЕТЕЙ – САМОУБИЙСТВО НАРОДА (+ВИДЕО)
Беседа с протоиереем Димитрием Смирновым
Законопроект,
предлагающий вывести аборты из системы Обязательного медицинского
страхования, был подан на рассмотрение Государственной Думы более полугода
назад, однако эта инициатива не нашла поддержки ни у депутатов, ни у
чиновников, ни у врачей. И значительная часть населения, в том числе те, кто
называет себя православными, относятся к абортам в лучшем случае терпимо,
если не как к «праву женщины самой решать свою судьбу». Более того,
приходится наблюдать настоящую кампанию «в защиту абортов». О том, почему
это происходит, почему медики, своей сутью профессии призванные защищать
жизнь, оказываются в рядах сторонников детоубийства; что нужно делать, чтобы
переломить отношение общества к абортам; как переориентировать семьи на
многодетность, о настоящих женщинах и настоящих мужчинах, деньгах и совести
– беседа с протоиереем Димитрием Смирновым.
Смотреть видео...
Кто такой духовник? Не всегда ответ на этот вопрос очевиден: иногда люди
пытаются наделить священника слишком широким кругом «полномочий» – ищут в
нем наставника не только в их духовном исправлении, но и в разных жизненных,
порой даже бытовых ситуациях. Верно ли это? Зачем на самом деле нужен
духовник? Читать далее...
ДЛЯ ЧЕГО ДУХОВНИК НЕ НУЖЕН (+ВИДЕО)
Игумен Нектарий (Морозов)
Бывает так, что люди начинают обращаться к священнику по вопросам, к
душепопечению отношения не имеющим. О том, почему это происходит и почему не
следует этого допускать, рассуждает игумен Нектарий (Морозов).
Для начала необходимо понять, что духовник – это не консультант в области
экономики, бизнеса, права или каких-то бытовых, хозяйственных вопросов. К
священнику человек обращается для того, чтобы научиться жить жизнью
церковной и – шире – жизнью христианской.
Бывает так, что священник обладает неким жизненным багажом – в силу своей
прежней деятельности, светской профессии, пастырского опыта – и поэтому
действительно может дать вполне дельный совет во многих областях жизни. Я
уверен, что, если у пастыря такая возможность есть, он, безусловно, ею
воспользуется и человеку поможет. Но в то же время обращаться к духовнику
как к специалисту по какому-либо профилю совершенно неуместно. Нельзя
наполнять беседу на исповеди или просто в храме таким содержанием, что
невольно забывается даже, что это храм.
Читать далее ...
НОВОМУЧЕНИКИ – БОГАТСТВО НАШЕГО НАРОДА Иеромонах
Игнатий (Шестаков)
Слово в Неделю 36-ю по Пятидесятнице
Всякий народ особым образом одарен от Бога, от своего Творца – обладает
богатствами, талантами, своей особой историей. И в истории мира каждый народ
может чем -то быть особенно примечателен. И наш народ русский по-настоящему
богат. У нашего народа есть особое богатство – это наши новомученики и
исповедники.
Скачать
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ВЛАДИМИР (БОГОЯВЛЕНСКИЙ)
(Память 25 января / 7 февраля)
«Я никого и ничего не
боюсь. Я во все время готов отдать жизнь свою за Церковь Христову и за веру
православную, чтобы только не дать врагам ее посмеяться над нею. Я до конца
буду страдать, чтобы сохранить Православие в России там, где оно началось…»
– эти слова митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский) произнес
за полтора месяца до своей мученической кончины. И именно в этих словах он
отразил свою внутреннюю, сердечную связь со святым князем Владимиром
Великим. Ведь князь Владимир насадил на Руси веру Христову, а
священномученик Владимир исповедал ее пролитием собственной крови, «чтобы
сохранить Православие в России там, где оно началось».
Святой Владимир (Богоявленский) – первый из новомучеников Русской
Православной Церкви в сане архиерея. Он возглавил сонм святых, запечатлевших
исповедание Христа своей кровью, и стал одним из первых небесных
молитвенников за Церковь в годы жесточайших гонений.
Читать далее ...
Как приобрести терпение. Митрополит Иоанн (Снычев)
Великое дело, которое мы с вами должны совершать, возлюбленные братья и
сестры, является, несомненно, терпение. Не зря же Господь наш Иисус Христос
ясно об этом возвестил: "В терпении вашем спасайте души ваши". И эта
величайшая добродетель лежит в основе нашего спасения, в основе других
добродетелей. Ее необходимо нам воспринять не умом только своим, но и
сердцем, чтобы осуществить ее в жизни своей и с помощью этой добродетели
преодолеть всевозможные препятствия на спасительном пути.
Если мы посмотрим на самих себя, то увидим, в какой же немощи духовной мы
находимся. Поистине мы очень немощны. Не всегда можем перенести терпеливо ту
или иную скорбь, которая попущением Божиим прилучается нам, перенести ее
великодушно. Посмотрите, только что приступила скорбь к нам, как мы уже
приходим в отчаяние, приходим в малодушие и опускаем руки свои, ослабляем
ноги свои и падаем, не желая противостать той или иной испытательной
горести.
А вот преподобные и духоносные отцы смотрели на скорби, как на нечто доброе,
как на нечто необходимое в деле нашего спасения.