Запланировали к Пасхе прочитать Ветхий Завет? Забросьте это дело на
второй же неделе. Возьмитесь параллельно за «Добротолюбие», «Анну
Каренину», «Монастырскую трапезу», проповеди протоиерея Димитрия
Смирнова и в итоге не прочитайте ничего. Твердо решили, наконец,
вставать на полное вечернее правило? Не будьте фанатиком – на второй же
день сократите до «Отче наш». Отказались от соцсетей? Не лишайте себя
инстаграма!
Лучше всего – у тех, кому вас не за что прощать: у бабушки-свечницы,
заштатного батюшки, служащего требы раз в месяц, падайте на колени пред
регентом и прихожанами, которых видите впервые в жизни, но всячески
старайтесь избегать тех, кому и позвонить страшно из чувства вины и
неловкости.
Лучше отправьте им стандартную открытку на Прощеное воскресенье. И
никогда не просите прощения у своих детей – вы безошибочны! А признавать
свои ошибки и прощать других они обязательно научатся у кого-нибудь
другого.
Читать далее ...
Я – фарисей СВЯЩЕННИК СЕРГИЙ
КРУГЛОВ
"Фарисей на самом деле вовсе не хвастается перед Богом, подумалось мне.
Фарисею страшно. И он припоминает то, что закон научил его считать
«добрыми делами», проверяет средства защиты" - священник Сергий Круглов
к сегодняшнему евангельскому чтению о мытаре и фарисее.
Люди, которые давно в Церкви, чувствуют весну еще и так: вот Крещение
прошло, а вот и «Покаяния двери» на Всенощной запели , значит, всё, дело
к весне. Как с ледяной горки: долго лез на нее, лез, долез – и вот сел
на санки, оттолкнулся, и эххх!.. Хоть и морозы еще, а быстрее времечко
полетело, в сторону Великого поста, а там и Пасха ближе близкого.
И Неделя о мытаре и фарисее – как первая кочка на этом стремительном
пути, первое напоминание: тряхнет, не даст забыть о главном.
«Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не
таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот
мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, чтó
приобретаю» (Лк. 18, 11-12)…
В первые годы своего пребывания в Церкви я читал разные толкования этой
притчи и навык, как, наверное, и многие, держать в уме, что мытарем быть
хорошо, фарисеем – плохо. В соединении с тем, что я еще и священник, это
осознание прежде всего было для меня предметом проповеди, то есть жанра,
в котором наиболее употребительно обтекаемое безличное «мы все»…
Нехороший фарисей осуждает мытаря, гордится собой (хотя, к слову
сказать, в жизни-то мы нередко видим и мытарей, сиречь закоренелых
грешников, у которых гордыни не меньше, чем у фарисеев, и они умудряются
вроде и раскаиваться, но при этом как-то так эффектно гордиться своими
грехами, что диву даешься, взять хотя бы иного пропойцу или бабника… Ну,
не о мытарях я веду сейчас речь), словом, чада, не будем же «мы все»
уподобляться фарисею, вещал я когда-то народу Божию.Читать
далее ...
С – скрепы, в – вредитель, я – язык намоленный
"Нередко образованное священноначалие становится на путь более
решительных изменений, а миряне, не имеющие должного образования и
кругозора, противятся реформам. А эти изменения нужны нам как воздух для
того, чтобы Церковь Христова, в конечном итоге, не превратилась в
археологический музей и традиции не напоминали искусственные цветы,
которые не приносят в храм." О форме и содержании в Церкви размышляет
священник Евгений Дорофеев, клирик Покровского храма села Кудиново.
613 заповедей Торы
В нашей Церкви издавна существует традиция – не приносить в храм
искусственные цветы, а украшать живыми: потому что в Церкви не должно
быть ничего ненастоящего. Строго соблюдая эту установку внешне, следим
ли мы за подлинностью внутренней церковной жизни?
Церковь, неся в себе вечные и неизменяемые смыслы, в физическом мире
проходит свое бытие через многие видоизменяющиеся формы. Если мы, для
сравнения, возьмем Церковь эпохи иерусалимской общины Храма, затем
римской первых веков, потом Церковь эпохи Златоуста и, наконец, Церковь
нашего времени, то в главном мы одна и та же неизменяемая Церковь Христа
Искупителя. Во внешнем же устройстве, в обрядах, в используемой
символике, в языке богослужения, в литургической традиции – все очень
сильно меняется.
Читать
далее ...
"Мы так же, как мытарь и фарисей, стоим перед необходимостью изменить себя.
И нам так же, как и им, не хватает решимости" - над сегодняшним евангельским
чтением размышляет священник Константин Камышанов.
Недели о Закхее мытаре, мытаре и фарисее и о Страшном Суде начинают Великий
пост. Все три недели обращены к разным людям Церкви.
Известно, что есть люди, выбравшие себе разное служение. Есть «рабы Божии»,
есть «наемники» и есть «сыны Божии».
Для сынов Божиих у Бога есть слова любви.
Для наемников – предложения о сотрудничестве.
Для рабов остаются слова полные грома.
Неделя о Закхее мытаре – это напоминание тем, кто любит Бога о том, как
горит сердце и как оно ищет жертвы любви.
Неделя о мытаре и фарисее – это предложение Бога и обозначение условий
должной оплаты услуг.
Неделя о Страшном Суде – угроза и напоминание о минимуме, который
обеспечивает вхождение в Царство Небесное – еда и питье для слабых.Читать
далее ...
Батюшка, говорите в микрофон
ПРОТОИЕРЕЙ КОНСТАНТИН ОСТРОВСКИЙ
«Лучше мне смириться с тем, что перед лицом торчит микрофон, чем мучить
прихожан своим упрямством, из-за которого им плохо слышно богослужение». О
церковных обрядах, их значении и последних нововведениях размышляет
протоиерей Константин Островский, благочинный церквей Красногорского района,
настоятель Успенского храма города Красногорска Московской области.
Встал на колени – знак смирения
Обряд имеет огромное значение в жизни людей и человеческих сообществ. Это
система внешних знаков, с помощью которых мы общаемся: являем свое
внутреннее состояние, познаём состояние ближних. Встретились два человека,
подали друг другу руки – товарищи; обнялись, расцеловались – это уже знак
более близких отношений. Не всегда внешний знак соответствует внутреннему
содержанию, тогда он ложный, но всё же знак.
Так и в отношениях с Богом. Поклонился перед иконой, поцеловал ее – знак
любви и почтения к первообразу. Встал на колени – знак смирения. Скрестил
руки на груди – знак покорности. Важно, чтобы эти обряды были выражением
действительных состояний души человека. Кроме того, церковные обряды имеют
свойство возбуждать в нас те состояния, которые они (обряды) символизируют.
Читать далее
...
О котах и кошках. Пять историй
РЕДАКЦИЯ ПОРТАЛА "ПРАВОСЛАВИЕ И МИР"
Портал "Православие и мир" предлагает Вашему вниманию пять смешных и
поучительных историй про удивительных котов.
Наталия Скоробогатько. «Кот старца Нектария»
Один из последних великих старцев дореволюционной Оптиной пустыни Нектарий
(+ 1928) до старости не забывал своего детства и рассказывал поучительные
случаи из тех далеких времен.
Однажды мать его сидела и шила что-то. А он, тогда еще его звали Колей,
играл на полу возле ее ног с котенком. Большие зеленые глаза котенка в
полумраке светились. Коля с удивлением обратил на это внимание, это его
сильно поразило.
Читать далее
...