Что такое Церковное новолетие
(индикт)? Какого числа оно начинается? Какой православный смысл несёт?
Индикт — Церковное новолетие
14 сентября, или 1 сентября по старому стилю — день начала нового
церковного года. Последним праздником завершающегося года является
Успение, а первым праздником нового года — Рождество Пресвятой
Богородицы.
История Индикта
Еще в Ветхом Завете Господь Бог наш повелел каждый год особенно
праздновать наступление седьмого месяца, чтобы люди в сей день,
освободившись от житейской суеты, служили Единому Богу. В этом именно
месяце, когда начали убывать воды потопа, Ноев ковчег остановился на
горах Араратских. В этом же месяце святый пророк Моисей сошел с горы с
лицом, осиянным славою Божественною, и принес новые скрижали, на которых
был начертан Закон, данный Самим Господом. И в этом же месяце
совершилось освящение Храма Господня, созданного царем Соломоном, и
внесен был туда Ковчег Завета. В Ветхом Завете есть много других
указаний о большом значении седьмого месяца (нынешнего сентября), считая
по Библейской хронологии сотворение мира в марте месяце.
В VI в., в царствование Юстиниана I (527–565), в христианской Церкви
вводится календарное счисление по индиктам или индиктионам (от лат.
indictio — объявление), 15-летним периодам наложения дани. Под indictio
в Римской империи понималось обозначение цифры податей, которые
следовало собрать в данном году. Таким образом, финансовый год в империи
начинался «указанием» (indictio) императора, сколько нужно собрать
податей, при этом каждые 15 лет производилась переоценка имений (по
мнению В. В. Болотова индиктионы имели египетское происхождение).
Официальное византийское счисление, так называемые индиктионы
Константина Великого или Константинопольское счисление, начиналось с 1
сентября 312 г.
В Византии церковный год не всегда начинался с 1 сентября — и на
латинском Западе, и на Востоке было хорошо известно мартовское
летосчисление (когда началом года считается 1 марта или 25 марта (дата
праздника Благовещения)). В целом, торжественное празднование новолетия
1 сентября можно считать поздневизантийским явлением.
На Руси индиктом называли и каждый новый год пятнадцатилетнего
промежутка, и само пятнадцатилетие. Кроме того, через 532 года круги
Солнца и Луны снова начинаются вместе, то есть повторяется природная
ситуация дня подвига Иисуса Христа, когда полнолуние бывает в пятницу.
Временной интервал в 532 года называют индиктионом. 1 сентября 2007 года
(14 сентября по новому стилю) наступает 7516 год от сотворения мира.
С 1492 года на Руси отмечали Новолетие как церковно-государственный
праздник. Смыслом богослужения в Новолетие было воспоминание проповеди
Спасителя в Назаретской синагоге, когда Иисус Христос сказал, что Он
пришел «исцелять сокрушенных сердцем… проповедовать лето Господне
благоприятное».
На Руси в XVII веке день новолетия царь Алексей Михайлович, а за ним
бояре и весь народ московский посвящали делам милосердия. Ни один нищий
не отходил от домов без утешения – их всех богато оделяли милостыней,
одеждой и обувью, кормили сытным праздничным обедом. Простой народ
наделяли гостинцами и подарками, посещали заключенных в темницах.
Прекращение совершения чина летопроводства связано с изданием Петром I
указа о переносе начала гражданского нового года на 1 января. В
последний раз чин был совершен 1 сентября 1699 г. в присутствии Петра,
который, сидя на установленном на кремлевской соборной площади престоле
в царской одежде, принимал от Патриарха благословение и поздравлял народ
с новым годом. 1 января 1700 г. церковное торжество ограничилось
молебном после литургии, чин же летопроводства не совершался.
С тех времен празднование церковного новолетия 1 сентября не совершается
с былой торжественностью, хотя Типикон доныне полагает этот день малым
Господским праздником «Начала индикта, сиречь новаго лета», соединенным
с праздничной службой в честь прп. Симеона Столпника, память которого
выпадает на эту же дату.
Читать и смотреть видео далее...
Первое время жизни людей было
похоже на осень
По всей земле расселились люди, их стало много, а грешить они не
перестали, все холоднее и пасмурнее становились сердца их. Это первое
время жизни людей было похоже на осень, и поэтому Святая Церковь
отмечает новолетие 1 сентября — в первый день осени.
А за осенью наступает зима — время, когда все живое замирает, и кажется,
что уже никогда не будет на деревьях зеленых листочков и никогда не
запоют в ветвях птицы. Так и люди отпали от Бога, сердца их покрылись
ледяной коркой греха, и наполнилась земля злодеяниями.
И воззрел Господь Бог на землю, и вот она растленна, и по милости Своей
захотел Он ее очистить. И как весной тают снега, идут дожди, и земля
омывается водой от всякой нечистоты, так Господь совершил великий потоп
и во времена праведного Ноя очистил землю от греха, и для людей
наступила весна Ветхого Завета.
Как весной мы ожидаем лета, так люди ждали соединения с Богом. И Бог
готовил их. От святых патриархов Авраама, Исаака и Иакова Он воздвиг
народ Свой – Израиль – и обещал ему Вечное Царство. Через Моисея и
Аарона Бог дал Израилю закон и через святых пророков предвозвестил
пришествие Господа нашего Иисуса Христа.
Как за весной следует лето и кончается церковный год, так при конце всех
времен родился от Девы Марии Спаситель мира Христос. И как летом ярко
светит солнце, и тепло, и земля приносит плоды, так и мы живем при ярком
свете Христова учения, согретые Его благодатью, и должны приносить
духовные плоды веры во Христа, надежды на Бога и любви к Богу и
ближнему.
Когда лето кончается, тогда собирают плоды земли. И так же по исполнении
всех времен Господь придет и соберет плоды сердец человеческих, тогда
праведники пойдут в жизнь вечную, а грешники – в муку вечную. И
поскольку первое сентября – это не только начало церковного года, но и
конец его, то вспомним в этот день о Страшном Суде, на котором Господь
спросит нас: как мы любили Его? как молились? любили ли ближних? не
обижались ли на них? сами не обижали?
Читать далее..
Мама, а кто тебе больше важен – отличник, или
такой, как я?
«Мама, а тебе кто больше важен: мальчик, который все знает, умный и учится
на пятерки, или вот такой, как я сейчас?».
Такой ажиотаж это 1 сентября. И так вскрывает идиотизм человеческий, лучше
любого экзамена. Например, купили школьную форму. Все лето обсуждалась эта
форма, будь она неладна, в родительском чате. Даже я как-то засомневалась:
ту самую купила или не ту?
Потом плюнула, решила, что ВА будет ходить в той, что куплена, и точка. Так
вот, после трехмесячных обсуждений сегодня после собрания в чате вопрос:
«Завтра в форме приходить? Всем одинаково или можно просто красиво
одеться?». Ну, родители…?!
Или вот это: «Так один букет от всех дарим или участвуем в акции «один
букет»?». Вот это что вообще?
Думаю, это паника. Нормальная паника родителей, особенно тех, у кого первый
ребенок идет в школу. У меня второй. Я считаюсь с иммунитетом. Хотя тоже…Читать
далее...
Подросток не хочет быть архаичным, он хочет быть настоящим
Что изменилось в православных школах за последние годы, чего сегодня хотят
родители, и можно ли научить детей быть христианами - размышляет настоятель
храма Святой Троицы в Хохлах, духовник московской Свято-Владимирской школы
протоиерей Алексий Уминский.
Читать далее...
Запах хлеба, или Как рассказать о Причастии?
Евхаристия – такая святыня, что ты умом чувствуешь, кожей понимаешь, что
прикасаешься к чему-то действительно священному. Ты, человек из плоти и
крови, со своими мелкими мыслями, суетой и тревогой, не просто касаешься
Тела Бога, но вливаешь в свои жилы Его священную Кровь. Кровь Бога омывает
твоё сердце, меняет тебя, возвращает тебя самому себе.
Читать далее ...
Три врага православной школы
Что делает школу православной
Если сто лет назад за такой заголовок можно было получить пулю в затылок,
полвека назад – несколько лет тюрьмы или ссылки, то четверть века назад
казалось, что все это осталось далеко в прошлом и стоит только назвать
«врагов православной школы» по именам – например, в департаменте
образования, а еще лучше – вызвать «куда надо» и объяснить, «что следует»,
как они тут же «яко исчезает дым, да исчезнут», и наша православная гимназия
(воскресная школа, детский лагерь, молодежный клуб) «под всеми парусами»,
подгоняемая могучим попутным ветром, поплывет в светлое будущее, которое
непременно настанет. Если не завтра, то, уж, точно послезавтра или, в
крайнем случае, через неделю.
Читать далее
...
Получал ли Иисус деньги?
Их служение не было хобби или работой на полставки
Популярный в определенных кругах демотиватор изображает двух
священнослужителей в облачениях, один из которых говорит: «Постойте-ка, вы
хотите сказать, что Иисус делал все бесплатно и не наряжался как клоун?»
Эта фраза не то чтобы остроумна, но она показывает определенные
представления об Иисусе — и о Церкви, которые заметно распространены. Она
по-своему талантлива — поскольку, при ее краткости, в ней умещается
несколько характерных для критики Церкви парадоксов.
Рассмотрим их
подробнее.
Националисты и идолы
Идолопоклонство остается серьезной, если не сказать, главной, проблемой для
нас, современных христиан. Беда в том, что идол, во-первых, маскируется,
во-вторых, поклонение ему представляется чем-то само собой разумеющимся.
Священное Писание обоих заветов настойчиво предостерегает нас от идолов;
кажется, для нас, живущих в мире, совсем непохожем на мир апостолов и
пророков, эти предостережения просто излишни. Какая-то ненужная архаика.
Никто не скандирует «Велика Артемида Ефесская!», никто не приносит жертв
Зевсу, никто, тем более, не сжигает младенцев в жертву Ваалу. Значит ли это,
что увещевание апостола «Дети! Храните себя от идолов» (1Иоан.5:21) К нам
больше не относится? Нет, увы. Мы живем в мире, полном идолов – даже если не
замечаем этого.
Читать далее ..